respor 09.10.2015

Эксперты «За рулем» тестируют 11 моделей шипованных шин в размере, популярном среди владельцев вазовских автомобилей. Текст: Сергей Мишин

Памятуя о кризисе, «За рулем» выбирал самые популярные и наиболее доступные шипованные шины, не забыв про китайские. Семь из одиннадцати таких шин оказались дешевле 2 500 рублей. Новинок в «вазовском» типоразмере немного, но у нас «с собой было» — шины Continental ContiIceContact 2 только-только выходят на рынок. Впервые в наших тестах участвует едва ли не самая доступная отечественная «шиповка» Avatyre Freeze (1 770 рублей), польские шины Sava Eskimo Stud (2 135 рублей), китайский Aeolus Ice Challenger (2 140 рублей) и японская Yokohama iceGUARD iG55 (2 590 рублей).


Список протестированных шин:

  • Aeolus Ice Challenger AW05
  • Avatyre Freeze
  • Bridgestone Blizzak Spike-01
  • Continental IceContact 2
  • Cordiant Snow Cross
  • Formula Ice
  • Nokian Hakkapeliitta 8
  • Nokian Nordman 5
  • Sava Eskimo Stud
  • Toyo Observe G3-ICE
  • Yokohama ice GUARD stud iG55

Испытания проводили в январе — феврале на полигоне АВТОВАЗа, близ Тольятти. Зима выдалась не очень морозной: температура скакала в пределах -25…-5 °С. Асфальтовую часть откатали в начале мая, на подсохших дорогах. Работали по ночам, когда температура не поднималась выше +5…+7 °С. Именно такую температуру шинники считают переходной от зимних шин к летним и наоборот.

Тестовый автомобиль — Лада Калина, оснащенная АБС.

Самая важная часть испытаний зимних шин — обкатка. Ведь от нее зависит, насколько хорошо будут работать шины на снегу и льду и как долго будут служить. Неправильной обкаткой «шиповки» можно легко испортить: при агрессивной езде на необкатанных шинах шипы начнут попросту вылетать.

Каждый комплект шипованных шин мы обкатывали по 500 км. Без резких ускорений и торможений, чтобы каждый шипчик встал на свое место и резина крепко обхватила его основание. Для этого мы делим весь пробег на три-четыре части, делая после каждой перерыв в движении на час-два.

На обкатанных шинах мы замеряем твердость резины и величину выступания шипов, сравнивая результаты с теми, что получили на девственно новых шинах. После обкатки твердость резины по Шору, как правило, меняется на несколько единиц в ту или иную сторону. Шипы тоже могут чуть вылезти или заглубиться, поскольку встают на свое место.

В России величина выступания шипов не регламентируется. Но в странах Евросоюза, где разрешено применение шипованных шин, она ограничена — не более 1,2 мм на новых шинах. Эту компромиссную величину определила жизнь: меньший выступ не позволит достичь эффективного сцепления на льду, больший ухудшит сцепление на асфальте и приведет к быстрой потере «гвоздиков» в процессе эксплуатации.

В наших многолетних тестах среднестатистическое выступание шипов после обкатки составляет от 1,3 до 1,6 мм. Вот и сейчас почти все шины попали в этот диапазон с отклонением в одну десятую миллиметра. Исключение составили четыре модели.

Во-первых, это китайский Aeolus: у него шипы выступают лишь на 0,5-0,8 мм. Сразу понятно, что на льду он звезд с небес хватать не будет. Во‑вторых, Cordiant: выступание шипов доходит до 2,0 мм — предельно допустимое в Европе значение (хотя на машинах этот параметр никто не проверяет).

А вот Bridgestone и Sava настораживают: у них после обкатки некоторые шипы торчали на 2,3 мм! Причем над протектором возвышается не только твердосплавная вставка шипа (она, как правило, выступает над корпусом на 1,2 мм), но и почти миллиметр его цилиндрического корпуса. Понятно, что на льду эти покрышки будут иметь преимущество перед «законопослушными».

В свое время мы проверяли, как влияет выступание шипов на сцепные свойства шин на льду. Каждая десятая доля миллиметра сокращает тормозной путь на 2,5-3%. Шипы с выступом 2,3 мм выиграют у тех, что торчат лишь на 1,3 мм, не менее 25-30%!

Повторю, что у нас выступание шипов никакими законами не ограничено. Но согласно Техническому регламенту Таможенного союза, объединяющего Россию, Белоруссию, Армению, Киргизию и Казахстан, у шин, изготовленных с 1 января 2016 года, для выступания шипов на новых покрышках установлено значение 1,2 ± 0,3 мм. То есть шип должен будет выступать над протектором не менее чем на 0,9 мм и не более чем на 1,5 мм. Интересно будет посмотреть на шины Bridgestone и Sava в следующем году.

В последовательности тестовых упражнений мы первым делом замеряем разгон и торможение на снегу и на льду. Почему? В процессе тестирования на шипы действуют повшенные нагрузки, под действием которых шипы могут потихоньку выдвигаться наружу, и, если эти замеры проводить в последнюю очередь, шипы будут выступать больше.

После замеров продольного сцепления проверяем шины на ледовом круге, испытываем на переставке. И уже после этого оцениваем управляемость, курсовую устойчивость, проходимость и комфортность.

По окончании всех тестов на «белых» дорогах вновь проверяем выступание шипов. Если за время тестирования оно не изменилось, значит шипы держатся в резине надежно, а это залог того, что они будут ходить долго. Самыми стабильными оказались Continental, Nordman, Yokohama и Bridgestone: у этих шин за время всех тестов величина выступания шипов осталась неизменной.

На одну «десятку» выползли шипы у Nokian, такой результат тоже считаем отличным. Вполне сносно выглядят Toyo и Aeolus: у них шипы прибавили от нуля до 0,2-0,3 мм. А вот у шин Avatyre, Cordiant, Formula и Sava прибавка угрожающая — до 0,4-0,5 мм. Есть подозрение, что при таком темпе роста шипы долго в шинах не удержатся.

По величине выступания шипов абсолютный рекордсмен — Sava: некоторые «гвоздики» после тестов торчали на 2,7 мм!

Асфальтовые тесты тоже проводим с учетом интенсивности износа резины. Начинаем с оценки и замеров сопротивления качению и только в финале проводим торможение на асфальте. Догадываетесь почему? Если нет, ответим словами специалистов фирмы Continental, которые называют экстренное торможение на асфальте стрессом для зимних шин — даже при наличии АБС. И считают, что после десятка-полутора таких торможений шины приходят в негодность. А ведь мы как раз тормозим шесть — восемь раз посуху и столько же на мокрой дороге.

После испытаний тщательно осматриваем шипы и протекторы «стресснутых» шин. Три модели, у которых шипы выступали более чем на 2 мм (Bridgestone, Cordiant и Sava), отличаются от остальных ямками в резине возле шипов. При торможении высокие шипы сильно наклоняются и вырывают кусочки протектора. Да и корпуса самих шипов сточены, потеряли цилиндрическую форму и выглядят теперь как конусы. Удивительно, что ни одна из этих шин не потеряла шипов.

Беда пришла, откуда не ждали, — благовоспитанная Toyo рассталась с 14 шипами на четырех колесах. Примечательно, что в прошлом году, когда шипы по окончании тестов торчали чуть больше (до 2,3 мм), чем сейчас (до 1,9 мм), потерь у нее не было.

Безоговорочным победителем нашего теста стали шины Nokian, которые в последние годы выступают законодателем зимней моды.


РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТОВ

Тормозной путь (30-5 км/ч) на льду
(Максимум 120 баллов)

Время прохождения ледяного круга
(Максимум 100 баллов)

Время разгона (0-30 км/ч) на льду
(Максимум 40 баллов)

Тормозной путь (30-5 км/ч) на снегу
(Максимум 110 баллов)

Скорость переставки на снегу
(Максимум 90 баллов)

Время разгона (0-30 км/ч) на снегу
(Максимум 30 баллов)

Тормозной путь (60-5 км/ч) на мокром асфальте
(Максимум 100 баллов)

Тормозной путь (80-5 км/ч) на сухом асфальте
(Максимум 90 баллов)

Расход топлива на скорости 90 км/ч
(Максимум 40 баллов)

Расход топлива на скорости 60 км/ч
(Максимум 30 баллов)

Таблица экспертных оценок
(Баллы)


Мнения экспертов о каждой шине представлены ниже

Место Шина Мнение экспертов
1


Сумма баллов: 939

Место изготовления:Россия
Максимальная скорость:T (190 км/ч)

Рисунок протектора:направленный

Глубина рисунка протектора по ширине, мм:8,6-9,1

Твердость резины по Шору, ед.:52

Количество шипов, шт.:173

Выступание шипов до/после тестов, мм:1,2-1,5/1,3-1,6

Масса шины, кг:7,2

Средняя цена в интернет-магазинах, руб.:3960

Цена/качество:4,22


+ Лучшее продольное сцепление на льду; высокое сцепление на снегу; самые экономичные; отменная проходимость; четкое следование курсу на любой дороге; понятная управляемость.


Средние тормозные свойства на асфальте; незначительные замечания относительно комфорта.


Nokian
Hakkapeliitta 8

Сергей Мишин: Подойдут для любых зимних дорог и придадут уверенность на зимнем бездорожье.

2


Сумма баллов: 932

Место изготовления:Германия
Максимальная скорость:T (190 км/ч)

Рисунок протектора:асимметричный

Глубина рисунка протектора по ширине, мм:8,1-8,5

Твердость резины по Шору, ед.:55

Количество шипов, шт.:176

Выступание шипов до/после тестов, мм:1,2-1,4/1,2-1,4

Масса шины, кг:8,2

Средняя цена в интернет-магазинах, руб.:3940

Цена/качество:4,23


+ Лучшие сцепление на снегу и поперечное сцепление на льду; отличные тормозные свойства на асфальте; четкие следование курсу, управляемость на снегу и льду; высокая проходимость.


Незначительные замечания в адрес курсовой устойчивости на асфальте и уровня комфорта.


Continental
IceContact 2

Сергей Мишин: Подойдут для любых зимних дорог и зимнего бездорожья.

3


Сумма баллов: 884

Место изготовления:Россия
Максимальная скорость:T (190 км/ч)

Рисунок протектора:направленный

Глубина рисунка протектора по ширине, мм:9,0-9,1

Твердость резины по Шору, ед.:52

Количество шипов, шт.:110

Выступание шипов до/после тестов, мм:1,2-1,4/1,2-1,4

Масса шины, кг:7,1

Средняя цена в интернет-магазинах, руб.:2415

Цена/качество:2,73


+ Хорошие тормозные свойства на снегу; самые экономичные шины на любой скорости; высокая проходимость.


Незначительные замечания в адрес курсовой устойчивости, управляемости и уровня комфорта.


Nokian
Nordman 5

Сергей Мишин: Подойдут для любых зимних дорог и зимнего бездорожья.

4


Сумма баллов: 877

Место изготовления:Россия
Максимальная скорость:T (190 км/ч)

Рисунок протектора:направленный

Глубина рисунка протектора по ширине, мм:9,2-9,5

Твердость резины по Шору, ед.:59

Количество шипов, шт.:110

Выступание шипов до/после тестов, мм:1,3-1,7/1,7-2,0

Масса шины, кг:7,2

Средняя цена в интернет-магазинах, руб.:2140

Цена/качество:2,4


+ Отличные тормозные свойства на мокром асфальте, разгон на снегу; скромный расход топлива при скорости 90 км/ч


Слабые тормозные свойства на снегу; невысокий уровень комфорта.


Formula
Ice

Сергей Мишин: Подойдут для любых зимних дорог.

5


Сумма баллов: 868

Место изготовления:Польша
Максимальная скорость:T (190 км/ч)

Рисунок протектора:направленный

Глубина рисунка протектора по ширине, мм:9,3-9,8

Твердость резины по Шору, ед.:54

Количество шипов, шт.:110

Выступание шипов до/после тестов, мм:1,9-2,3/2,0-2,7

Масса шины, кг:7,2

Средняя цена в интернет-магазинах, руб.:2135

Цена/качество:2,46


+ Высокие сцепные свойства на льду (только за счет сильного выступания шипов, которые наверняка вылетят в ближайшее время); отличные тормозные свойства на мокром асфальте; хорошее продольное сцепление на снегу.


Проблемная курсовая устойчивость на асфальте; сложности с управляемостью на снегу и на льду, с удержанием курса на заснеженной дороге; невысокий уровень комфорта.


Sava
Eskimo Stud

Сергей Мишин: Подойдут для любых зимних дорог.

6


Сумма баллов: 867

Место изготовления:Япония
Максимальная скорость:T (190 км/ч)

Рисунок протектора:направленный

Глубина рисунка протектора по ширине, мм:9,0-9,1

Твердость резины по Шору, ед.:53

Количество шипов, шт.:110

Выступание шипов до/после тестов, мм:1,6-2,3/1,6-2,3

Масса шины, кг:7,7

Средняя цена в интернет-магазинах, руб.:2960

Цена/качество:3,41


+ Высокие сцепные свойства на льду (только за счет сильного выступания шипов, которые наверняка вылетят в ближайшее время); удовлетворительные управляемость на снегу и на льду, курсовая устойчивость на любой дороге.


Слабые тормозные свойства на асфальте; низкий уровень проходимости; самые шумные, жесткие.


Bridgestone
Blizzak Spike-01

Сергей Мишин: Свои лучшие качества раскроют на обледенелых и заснеженных дорогах.

7


Сумма баллов: 859

Место изготовления:Япония
Максимальная скорость:T (190 км/ч)

Рисунок протектора:направленный

Глубина рисунка протектора по ширине, мм:8,9-9,0

Твердость резины по Шору, ед.:51

Количество шипов, шт.:110

Выступание шипов до/после тестов, мм:1,3-1,8/1,3-1,8

Масса шины, кг:8,1

Средняя цена в интернет-магазинах, руб.:2590

Цена/качество:3,02


+ Средний уровень сцепления на льду; удовлетворительные управляемость на снегу и на льду, курсовая устойчивость на заснеженной дороге и проходимость.


Очень слабые тормозные свойства на асфальте; низкие продольные сцепные свойства на снегу; сложности с курсовой устойчивостью на асфальте.


Yokohama
ice GUARD stud iG55

Сергей Мишин: Проявят сови лучшие качества на обледенелых дорогах.

8


Сумма баллов: 856

Место изготовления:Япония
Максимальная скорость:T (190 км/ч)

Рисунок протектора:направленный

Глубина рисунка протектора по ширине, мм:9,6-9,8

Твердость резины по Шору, ед.:51

Количество шипов, шт.:88

Выступание шипов до/после тестов, мм:1,3-1,6/1,3-1,9

Масса шины, кг:8,6

Средняя цена в интернет-магазинах, руб.:2310

Цена/качество:2,70


+ Средний уровень сцепления на льду; средние тормозные свойства на асфальте; удовлетворительная курсовая устойчивость на заснеженной дороге.


Слабые тормозные свойства на снегу; сложная управялемость на снегу и на льду; трудности с курсовой устойчивостью на асфальте; шумные; низкий уровень проходимости.


Toyo
Observe G3-ICE

Сергей Мишин: Подойдут для любых зимних дорог, но не помогу в глубоком снегу.

9


Сумма баллов: 855

Место изготовления:Россия
Максимальная скорость:T (190 км/ч)

Рисунок протектора:направленный

Глубина рисунка протектора по ширине, мм:9,6-10,0

Твердость резины по Шору, ед.:55

Количество шипов, шт.:110

Выступание шипов до/после тестов, мм:1,3-2,0/1,8-2,3

Масса шины, кг:7,5

Средняя цена в интернет-магазинах, руб.:2000

Цена/качество:2,34


+ Хорошие тормозные свойства и поперечное сцепление на снегу; удовлтворительная проходимость.


Самые слабые тормозные свойства на асфальте; сложная управляемость на снегу и на льду; трудности с курсовой устойчивостью на любом покрытии; шумные.


Cordiant
Snow Cross

Сергей Мишин: Раскроют свои лучшие качества в глубинке, на обледенелых и заснеженнных дорогах.

10


Сумма баллов: 810

Место изготовления:Россия
Максимальная скорость:Q (160 км/ч)

Рисунок протектора:направленный

Глубина рисунка протектора по ширине, мм:8,5-8,6

Твердость резины по Шору, ед.:63

Количество шипов, шт.:110

Выступание шипов до/после тестов, мм:1,1-1,4/1,4-1,8

Масса шины, кг:7,3

Средняя цена в интернет-магазинах, руб.:1770

Цена/качество:2,19


+ Отличные тормозные свойства на асфальте.


Самые низкие сцепные свойства на снегу, очень слабые — на льду; проблемная управляемость на снегу и на льду; сложности с курсовой устойчивостью; низкий уровень комфорта.


Avatyre
Freeze

Сергей Мишин: Свои лучшие качества проявят на очищенных асфальтовых дорогах.

11


Сумма баллов: 804

Место изготовления:Китай
Максимальная скорость:T (190 км/ч)

Рисунок протектора:направленный

Глубина рисунка протектора по ширине, мм:9,7-9,8

Твердость резины по Шору, ед.:69

Количество шипов, шт.:90

Выступание шипов до/после тестов, мм:0,5-0,8/0,5-1,0

Масса шины, кг:8,0

Средняя цена в интернет-магазинах, руб.:2140

Цена/качество:2,66


+ Лучшие тормозные свойства на асфальте; удовлтворительныое торможение на снегу


Худшие сцепные свойства на льду; проблемная управляемость на снегу и на льду; проблемная курсовая устойчивость на снегу и сложная — на асфальте; очень плохая проходимость; низкий уровень комфорта.


Aeolus
Ice Challenger AW05

Сергей Мишин: Свои лучшие качества раскроют на очищенных асфальтовых дорогах.

«За рулем». Сергей Мишин

Источник