Представьте себе три внедорожника, под завязку забитых современной аппаратурой и новейшими средствами выживания в сердце российской глубинки! Именно так выглядела экспедиция, организованная российским этнографическим музеем и интернет-изданием exparty.ru.
Когда он влетел в зону ожидания в аэропорту, на лице было написано такое счастье, будто заход на посадку этого ТУ-134 он выполнял сам. Посетители аэропорта смущенно улыбались, наблюдая, как в несвойственной себе манере Влад заключил меня в объятья, долго, с чувством тряс руку и наконец выпалил: «Ну спасибо, дорогой!». Все объяснялось просто: я устроил ему внеплановый отпуск, отправив в экспедицию, организованную рейдовой командой Joker. Сначала казалось, что кроме российской глубинки, комаров и грязи там не будет ничего. Предположения не оправдались. Дальше рассказывать будет он сам.
Представьте себе три внедорожника, под завязку забитых современной аппаратурой и новейшими средствами выживания в сердце российской глубинки! Именно так выглядела экспедиция, организованная российским этнографическим музеем и интернет-изданием exparty.ru.
Ранним утром, на второй день празднования московского Дня города, от некогда пафосной, а ныне потускневшей гостиницы «Украина» экспедиция в составе двух «Тойот», одного УАЗика, девяти человек и лайки отправилась в путь. Как и в любом другом масштабном предприятии, перед участниками стоял широкий круг задач. Этнографы – кандидат исторических наук Дима Баранов и Евгения Гуляева – мечтали поработать в заповедных местах русского севера. Раньше, когда к услугам ученых была вся мощь советского государства, в такие экспедиции летали на вертолетах, а нынче… ну, вы сами все понимаете. Задачей «Командора» Сардара, известного в джиперском мире под именем Joker, и Александра «Фунта» Фулиди, кроме водительских функций, было всестороннее тестирование подготовленной компанией JT-Mobilis автотехники. Саша Гречко, он же «Кэмел», исполнял, пожалуй, самую важную роль. Американские солдаты шутят, что умей они сказать на любом языке фразу «Я везу вам еду», они бы прошли любые кордоны. И «Кэмэл» вез еду, готовил ее, разбивал лагерь. Что до журналистов и штатного фотографа экспедиции Жени Антоненко, то тут все и так ясно. Эксклюзив. А вот какие цели ставил перед собой пес Чак, неясно. Да, правду говоря, его и не спрашивали.
Первый экспедиционный день прошел гладко. Марш-бросок от Москвы до Великого Устюга запомнился только неуемным аппетитом УАЗика. Где-то между Вологдой и родиной Деда Мороза этот пожирающий 25 литров на сотню монстр опустошил оба своих бака. Не надеясь на подзабытое братство дорог, за бензином отправилась сопровождавшая его «Тойота», а в под завязку загруженном скарбом салоне УАЗа Саша Гречко и Женя делились опытом прошлых экспедиций. Вы знаете, как работают геологи в тундре? Я тоже не знал. Оказывается, партия из одного-двух человек пешком двигается по маршруту, а провизию, дрова, инструменты сбрасывают в определенных точках с вертолета. Партизанщина…
На следующий день мы покинули Великий Устюг (последний телевизор, последняя чашка кофе в гостиничном баре…). В Котласе был сделан последний звонок по мобильному телефону. Дальше пошли места с непривычными названиями – Верхняя Тойма, Согра, Ламбас, «автобаны», собранные из двух рядов бетонных плит.
Чтобы дать этнографам возможность как можно раньше приступить к работе, Toyota Сардара ушла в отрыв, а экипажи продуктово-хозяйственного УАЗика и сопровождавшего его «Лэнд Крузера» Фулиди оказались в роли догоняющих. В тот день я узнал немало о жизни на русском севере. Паром через Северную Двину представлял собой баржу с ошвартованным к ней 30-тонным «сормовским» катером. Таким путем мы оказались в Верхней Тойме – поселке, въездной знак в который проезжаешь, покидая причал. Под завязку заправив машины, приступаем к поиску гостиницы, где должны были оставить весточку наши лидеры. Первый же «местный» – шабашник из Новгорода – оказался словоохотливым парнем. «Нет, вы в гостиницу не езжайте, – советовал он нам, – клоповник там. Вот в Двинском – это гостиница: – чисто, простыни белые, но вы туда тоже не ездите – морду набьют…» Мрачные предсказания аборигена подтвердил Фулиди, заявив, что он знает нравы лесорубов и лично был свидетелем их досуга. «Во-во, – продолжил пытаемый нами «язык», – тут в Двинской пристав приезжал, так его мотоциклом переехали. Его же мотоциклом». Проверять информацию не стали. Бабушка на «ресепшене» верхнетойменского отеля передала, что наши этнографы поехали в деревню Согра, но от себя добавила, что мы туда не доедем по причине ремонта переправы.
1 2 >