respor 22.05.2009

Многие эксперты задались вопросом, как скажутся новые нормативы маркировки шин по уровню шума на рынке винтажных шин.

Многие эксперты задались вопросом, как скажутся новые нормативы маркировки шин по уровню шума на рынке винтажных шин.

С 1 октября 2009 года шины, подпадающие под действие директивы 2001/43, должны будут иметь литеру S на боковине в конце 7-значного кода, а все остальные будет незаконно выпускать. Таким образом, дилеры будут обязаны иметь на своих складах и шины с маркировкой E, и шины с маркировкой S. Если вы думаете, что винтажные шин попадают в список исключений, то спешим вас удивить – вы одновременно и правы, и неправы. Все зависит о того, что понимать под «винтажными шинами».

Дело в том, что в последней директиве Евросоюза (касательно сопротивления качению, сцепления на мокром покрытии и уровня шума – директивы 316, как ее сейчас называют), исключения закона, вступающего в силу в 2012 году, описываются следующим образом: «Некоторые категории шин, включающие в себя… шины предназначенные только для автомобилей, зарегистрированных до 1990 года». При этом есть существенная разница между этим определением и тем, которое дается в законе касательно новой S-маркировки, вступающем в действие в октябре этого года. В этом случае (директива 2001/43/ЕЕС), шины, ставшие исключением из-за своего возраста, определяются как «…шины для автомобилей, впервые зарегистрированные до 1 октября 1980 года». Итак, учитывая разницу этих двух определений, что же делать с шинами произведенными в период между двумя лимитами?

Чтобы более реально оценить возможные перспективы того, что может значить такой пробел во времени, давайте приведем пример из практики. Шин для моделей наподобие классического Ford Capri, выпущенных 30-40 лет назад, новые правила не коснутся точно. Тут ничего не зависит от размера, и «реплики» шин первичной комплектации для тех машин также являются исключениями. Здесь все прозрачно, но все становится совсем запутанно, если взять, к примеру, шины для классического MINI, чье производство было остановлено в районе 1991 года. И как быть в этой ситуации коллекционерам, которым нужен именно тот, аутентичный скрип при пробуксовке шин, который стопроцентно не впишется в новые нормативы?

Несмотря на то, что директива 2001/43/ЕЕС всего за пару лет директивы 316 (назначенной на 2012 год), она сдвигает временные показатели «классических шин» на целое десятилетие. Вследствие этого возникает вопрос о шинах, предназначенных для вышеупомянутого NINI, которые непосредственно не входили в его заводскую комплектацию? Могут ли они считаться шинами, предназначенными только для автомобилей, впервые зарегистрированных до 1 октября 1980 года?

Не означает ли эта путаница, что производителям придется инвестировать средства в создание новых пресс-форм и тестовые процедуры, чтобы модернизировать эти «пограничные» шины? Есть целых две причины, по которым такой процесс может вызвать неодобрение. Во-первых, это напрямую противоречит философии «аутентичных деталей для аутентичных автомобилей», которую исповедуют многие коллекционеры. Во-вторых, это вызовет дополнительные затраты и в плане технологий, и в плане сертификации. Получается, что новая маркировка – это не просто нанесение литеры S на боковину…

Хотя целью этой статьи не было доскональное рассмотрение конкретных деталей новых нормативов, но эти законы вынуждают производителей создавать шины по технологическим стандартам, которые просто недостижимы, если использовать резиновую смесь, рисунки протектора и производственные технологии прошлого. По этой же причине, шина, созданная сегодня на 20-50% лучше во многих отношениях шины, выпущенной в 1976 году, которая, к примеру, просто не в состоянии отвечать современным требованиям в области шума без радикальных изменений в рисунке протектора, составе резины и конструкции каркаса. А это опять же возвращает нас к вопросу об аутентичности, потому что если изменить все это, то единственным общим элементом с оригинальными шинами останется только размер шины и, возможно, размер боковин.

Так есть ли какие-то другие способы выкрутиться? По данным достоверного источника, на рынке присутствуют миллионы потенциально нелегитимных шин. Дело не в том, что они слишком шумные, у них просто нет правильной маркировки. Часть этого количества приходится как раз на категорию винтажных шин, и по причинам, приведенным выше, производители вряд ли будут их модернизировать, чтобы они соответствовали новым стандартам. Получается, что владельцы классических MINI и Golf могут не пройти свой следующий техосмотр, когда выяснится, что ни их основные шины, ни шины для замены, не обладают S-маркировкой. А в отношении более широкого рынка можно сказать, что или правила будут сделаны более гибкими, или тонны девственного каучука придется потратить ради соответствия требованиям шумности. Из некоторых источников стало известно, что некая отраслевая организация уже готовится лоббировать в правительстве Британии законопроект по этому вопросу – и реализация этого проекта безо всякого сомнения напрямую скажется на том, как будет выглядеть шинная торговля в будущем.

Итак, дилерам остается связаться со считанными поставщиками винтажных шин (их можно пересчитать по пальцам одной руки) или с еще более малочисленными производителями (на самом деле, их два – Cooper и Dunlop) подобных товаров, чтобы договориться о поставках винтажных, классических и ретростильных покрышек.

Источник