respor 15.10.2015

Шведский журнал Vi Bilagare совместно с финнами из Tuulilasi тестирует восемь зимних шин с существенно варьирующимся количеством шипов

Два года назад Норвегия, Швеция и Финляндия разрешили шинным производителям проводить дополнительные тесты, если они хотят разместить в шинах больше 50 шипов на погонный метр протектора (96 шипов в размере 205/55 R16). Смысл испытаний сводится к измерению износа дорожного полотна, и если тесты говорят о том, что шины — благодаря, к примеру, измененной конструкции шипов — укладываются в нормативы, количество шипов можно увеличивать. В испытаниях VB этого года по этим правилам были одобрены пять из восьми протестированных шин.


Список протестированных шин:

  • Bridgestone Blizzak Spike-01
  • Continental IceContact 2
  • Gislaved Nord*Frost 100
  • Goodyear UltraGrip Ice Arctic
  • Michelin X-Ice North 3
  • Nokian Hakkapeliitta 8
  • Pirelli Ice Zero
  • Sava Eskimo Stud

Шведы отметили, что когда они начали тесты на льду, оказалось, что Pirelli, Nokian, Goodyear и Continental разгоняются намного быстрее других шин. При разгоне в интервале с 5 до 25 км/ч, выбранном по техническим причинам, эффективность ускорения худших шин была на целых 44% меньше. Отличия в тесте на эффективность торможения на гладком льду оказались примерно такими же, как в первой дисциплине. Выяснилось, что шины с большим количеством шипов разгоняются и тормозят быстрее, а шины с меньшим числом шипов заставляют усерднее работать электронику.

Такие же ощущения сложились у экспертов и на замерзшем озере, где оценивалась управляемость покрышек. Шипы помогают улучшать контроль в повороте, следовать траектории и быстро разгоняться на выходе из виража. При этом некоторые шины оптимизированы для усиления продольного сцепления. На них приходится подождать, когда колеса встанут прямо, и только потом разгоняться снова. Это может показаться несущественной деталью, но это влияет на время круга и субъективные оценки.

На снегу испытания проводились по той же схеме — разгон, торможение и прохождение поворотов. При этом на заснеженной поверхности сцепление, как правило, будет выше, то есть результаты протестированных шин отличались существенно меньше, и количество шипов не имеет такого значения. Gislaved быстрее всего разгоняются на снегу, и вместе с Michelin они также продемонстрировали самое эффективное торможение, хотя именно у этих двух моделей шипов было меньше всего. В тесте на управляемость отличия были минимальными, но опять же — Michelin и Gislaved в таких условиях показали себя лучше, чем на льду.

Паси Пииронен из Tuulilasi и Эрик Реннблом из Vi Bilagare оценивают условия для теста

В целом при выборе шипованных или фрикционных шин очень важно учитывать, в каких условиях они чаще всего будут использоваться. Главное преимущество шипов в усилении сцепления на льду, особенно при температуре около нуля. На снегу шины обоих типов работают примерно одинаково. На сухой и мокрой поверхности у шипованных шин будет лучшая устойчивость, что связано не с наличием шипов, а с особенностями внутренней структуры шин этой категории. Не стоит также забывать, что фрикционные шины, как правило, меньше шумят.

Стоит также отметить, что когда скандинавы вводили новые правила, власти Норвегии изначально засомневались в том, что они охватывают все значимые аспекты, из-за чего приняли их только временно — до июня 2017 года. Совсем недавно их сомнения стали понятнее, поскольку новые тесты, проведенные совместно Норвежской администрацией дорог общего пользования (NRPA) и Шведским национальным институтом дорожных и транспортных исследований (VTI) показали, что количество частиц пыли, выбиваемой шипами из дорожного покрытия, напрямую зависит от числа шипов.

Как отметил Матс Густафссон (Mats Gustafsson) из VTI, существуют дополнительные параметры и различные методики тестов, которые означают, что необходимо проводить дальнейшие исследования, чтобы определить, как шины влияют на выделение частиц пыли. Таким образом, требования к шипованным шинам в Скандинавии могут снова измениться.


Как проводились тесты

На снегу и льду шины тестировались рядом с Ивало (Финляндия) в первую неделю марта 2015 года. Эксперты отметили, что условия на этот раз менялись необычно сильно, и в некоторые дни было тепло, и температура приближалась к нулю, а в другие холодало до -10 градусов. Во всех испытаниях использовались Volvo V40, S60, V60 и V70. Системы ABS и ASR были включены, причем последняя в режиме Sport, чтобы увеличить пробуксовку на старте и занос кормы в поворотах.

Тесты на сухом и мокром асфальте проводились на полигонах рядом с Тампере (Финляндия) в апреле, где также оценивались сцепление на слякоти и потребление топлива. Использовались два Volvo V40 CC. Шины испытывались на одном и том же участке асфальта на скоростях до 100 км/ч. На сухом асфальте также оценивалось поведение во время экстренных объездов препятствия.

По словам экспертов, выступ шипов Nokian во время тестов увеличился на четверть, что, как ни странно, не повлияло на уровень сцепления. Больше всего выступ вырос у Pirelli и Sava, а шины Pirelli и Gislaved потеряли по несколько шипов.


РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТОВ


Разгон на льду

Первые четыре шины показывают очень хорошие результаты, следующие три разгоняют машину существенно медленнее, а Michelin явно хуже лидеров в этой дисциплине.

Разгон на льду
(Время ускорения с 5 до 25 км/ч, с)


Торможение на льду

Nokian демонстрируют самое эффективное торможение, а Pirelli и Goodyear отстали лишь с небольшим отрывом. Помимо количества шипов, здесь также очень важен их выступ, что играет на руку Pirelli.

Торможение на льду
(Тормозной путь с 25 до 5 км/ч, с)


Управляемость на льду

Nokian занимают первое место благодаря приятно последовательному и надежному поведению. У Pirelli тоже очень высокое сцепление, но в плане контролируемости они все же уступают Nokian. Continental ведут себя сбалансированно и безопасно, у Sava, Bridgestone и Gislaved есть проблемы с боковой устойчивостью, а у Michelin в целом слабое сцепление на льду.

Управляемость на льду
(Время круга, с)


Разгон на снегу

Отличия между шинами небольшие, но Gislaved все же быстрее разгоняют автомобиль, чем Continental и Nokian. Количество шипов здесь имеет меньшее значение, чем на льду, и большую роль играет рисунок протектора.

Разгон на снегу
(Время ускорения с 5 до 25 км/ч, с)


Торможение на снегу

Все шины демонстрируют практически одинаковую эффективность торможения, и хотя в метрах отличия небольшие, разница между первым и последним местами все же составляет порядка 10%.

Торможение на снегу
(Тормозной путь с 25 до 5 км/ч, м)


Устойчивость к слашплэнингу

Этот достаточно специфический тест проводился на поверхности, покрытой 35-миллиметровым слоем из смеси снега и воды. Водитель ускорялся, пока шины не начинали терять сцепление, и лучшими с небольшим отрывом от остальных стали Michelin, Gislaved и Bridgestone.

Устойчивость к слашплэнингу
(Скорость потери сцепления, км/ч)


Торможение на мокром асфальте

Различия снова достаточно незначительные, и Pirelli, Sava и Gislaved немного эффективнее на мокрой поверхности.

Торможение на мокром асфальте
(Тормозной путь со 100 км/ч, м)


Торможение на сухом асфальте

В этой дисциплине шины с отличными характеристиками в зимних условиях часто оказываются в самом низу рейтинга. Разница между лучшим и худшим результатами составила почти 5 метров или 9%.

Торможение на сухом асфальте
(Тормозной путь со 100 км/ч, м)

Результаты всех остальных испытаний. Сопротивление качению определялось в лаборатории по стандарту ISO 28580, то есть с убранными шипами. Расход топлива измерялся на Volvo V70 со всеми шипами на скорости 80 км/ч

Nokian Hakkapeliitta 8

Continental IceContact 2

Pirelli Ice Zero

Goodyear UltraGrip Ice Arctic

Gislaved Nord*Frost 100

Michelin X-Ice North 3

Sava Eskimo Stud

Bridgestone Blizzak Spike-01

Источник