Финны из издания Tuulilasi протестировали восемь шипованных шин, причем некоторые из них существенно отличаются друг от друга в плане количества шипов
- Добавить комментарий
Измененные правила ЕС, касающиеся ошиповки шин, открыли новые горизонты перед разработчиками и поделили шины на две явно отличающиеся группы. В первую входят шины, которые, в соответствии с новыми нормативами, получили максимум 50 шипов на погонный метр протектора. Примером таких шин могут служить Michelin. Ко второй группе принадлежат покрышки, чьи шипы были оптимизированы для снижения износа дорожного покрытия, вследствие чего их количество может быть существенно выше. Ярким примером подобных шин служат Nokian.
Список протестированных шин:
- Bridgestone Blizzak Spike-01
- Continental ContiIceContact
- Dunlop Ice Touch
- Goodyear UltraGrip Ice Arctic
- Hankook Winter i*Pike RS W419
- Michelin X-Ice North 3
- Nokian Hakkapeliitta 8
- Pirelli Ice Zero
При этом стоит отметить, что одно только изменение числа шипов не является стопроцентным способом увеличения сцепления, поскольку огромное значение имеет и их расположение. У многих шин шипы расположены рядами по всей длине окружности, и такая конфигурация обеспечивает максимальное сцепление в продольном направлении. В то же время необходимо и поперечное сцепление, требующееся, когда шина двигается вбок по дорожной поверхности – этот параметр нужен для боковой устойчивости во время прохождения поворотов. Для улучшения поперечного сцепления необходимо, чтобы ряды шипов были расположены не слишком близко друг другу – скорее наоборот. Таким образом, только одна конфигурация шипов уже создает существенные отличия между покрышками.
Как отметили в Tuulilasi, компания Nokian отлично справилась со своим домашним заданием и доказала, что можно без нарушений правил увеличить количество шипов и обеспечить оптимальное сцепление.
Тесты на снегу и льду были проведены в Ивало (Финляндия) в первую неделю марта. Температура незначительно варьировалась в районе нуля градусов. В испытаниях использовались Volvo V60 и V70, а большая часть измерений проводилось при помощи аппаратуры V-Box. Системы ABS и ESC были включены – в последнем случае использовался режим Sport, допускающий небольшое проскальзывание. Испытания на сухом и мокром асфальте осуществлялись в Тампере (Финляндия) также весной этого года. Там же оценивалось потребление топлива.
РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТОВ
Разгон на льду
Измерения осуществлялись с включенным трэкшн-контролем. Nokian и Pirelli быстрее всех справились с задачей, за ними следуют Continental, а Bridgestone, у которых всего 96 шипов, все же занимают четвертое место. При этом Hankook с такой же ошиповкой, как Nokian, становятся только пятыми. Goodyear, Michelin и Dunlop замыкают список.
Разгон на льду
(Время разгона с 5 до 20 км/ч, с)
Торможение на льду
Первая тройка оказалась такой же, как и в тесте на ускорение – Nokian, Pirelli и Continental. Bridgestone с торможением справляются немного хуже, чем с разгоном, и в этой дисциплине они пропускают вперед Hankook, Goodyear и Dunlop. Шины Michelin опять расположились в самом низу таблицы. В Tuulilasi отметили, что на льду тормозной путь фрикционных шин может быть в два раза длиннее, чем у шипованных, поэтому если требуется максимальное сцепление на обледенелой поверхности, правильным выбором будут шипованные покрышки.
Торможение на льду
(Тормозной путь с 20 до 5 км/ч, м)
Управляемость на льду
Hankook и Nokian демонстрируют лучшее время, и кроме того они оказались проще остальных в управлении. Hankook склонны к недостаточной поворачиваемости, если только рулевое колесо не вывернуто очень сильно. Nokian же быстро и точно реагируют на действия водителя. Pirelli проявляют избыточную поворачиваемость, Continental ведут себя нейтрально, а Goodyear и Dunlop явно проигрывают лидерам в плане поперечного сцепления. Что касается Michelin, то они хотя и могут легко начать скользить, их поведение отличается стабильностью и предсказуемостью.
Управляемость на льду
(Время круга, с)
Разгон на снегу
На снегу отличия между шинами уменьшились, особенно если измерять эффективность разгона в секундах. Как бы то ни было, разница между лучшим и худшим результатами все же составила 9%. Nokian снова лучшие, Continental занимают вторую строчку, а третью делят между собой Michelin и Pirelli, у которых также отличные результаты. Дело в том, что на снегу ключевое значение имеют ламели, которые цепляются за дорожную поверхность.
Разгон на снегу
(Время разгона с 5 до 20 км/ч, с)
Торможение на снегу
На снегу шины тормозят значительно лучше, чем на льду, и отличия между ними относительно небольшие.
Торможение на снегу
(Тормозной путь с 20 до 5 км/ч, м)
Управляемость на снегу
Nokian и Pirelli обеспечивают лучшую управляемость на заснеженной поверхности. Hankook также отлично себя показали, но в плане чувствительности и реакций на повороты руля они все же уступают двум лучшим шинам. Continental слишком резко могут потерять сцепление, а Hankook реагируют слишком вяло, но предсказуемо, пока не начинается занос. Bridgestone и Michelin хорошо удерживают сцепление во время езды по прямой, но их боковая устойчивость явно хуже, чем у остальных.
Управляемость на снегу
(Время круга, с)
Торможение на мокром асфальте
У шипованных шин относительно высокая эффективность торможения на мокром асфальте в сравнении с фрикционными шинами, частично по той причине, что их протектор более жесткий. Эта жесткость необходима для того, чтобы шипы хорошо держались в покрышке в различных ситуациях. Стоит при этом отметить, что тормозной путь шипованных шин будет значительно длиннее, чем у летних покрышек. Лучшими в тесте стали Michelin, Goodyear, Continental и Pirelli.
Торможение на мокром асфальте
(Тормозной путь со 100 до 0 км/ч, м)
Управляемость на мокром асфальте
Испытания проводились на неровном асфальте, что, возможно, уменьшило отличия между шинами. Dunlop выходят на первое место благодаря своему стабильному поведению, а Hankook и Pirelli больше остальных склонны к заносам в поворотах.
Управляемость на мокром асфальте
(Время круга, с)
Торможение на сухом асфальте
На сухом асфальте тормозной путь шипованных шин примерно на треть длиннее, чем у летних шин. В то же время отличия между самими шипованными шинами оказались очень небольшими. Michelin останавливаются быстрее всего, а Dunlop с минимальным отрывом занимают второе место. Ни одна из шипованных шин не показывает выдающихся результатов на сухом асфальте, что было вполне ожидаемо.
Торможение на сухом асфальте
(Тормозной путь со 100 до 0 км/ч, м)
Устойчивость к слашплэнингу
Автомобиль постоянно ускорялся по поверхности, покрытой слякотью, пока шины, не начинали проскальзывать. Лучшими в этой дисциплине стали Bridgestone, Michelin и Dunlop.
Устойчивость к слашплэнингу
(Скорость потери сцепления, км/ч)
Сопротивление качению, расход топлива и шум
Финны измерили и сопротивление качению, и расход топлива (при 80 км/ч). Тесты на стенде шин с убранными шипами выявили большие различия между ними, но в испытаниях на потребление горючего разница стала меньше. Наиболее топливоэффективными стали Nokian, а другие отстали всего на несколько процентных пунктов.
Сопротивление качению
(Коэффициент сопротивления качению)
Расход топлива на скорости 80 км/ч
(Потребление топлива, л/100км)
Шум
(Уровень шума при 50, 70, 90 и 110 км/ч, дБ(А))
1 место — Nokian Hakkapeliitta 8. Nokian со своими 190 шипами являются единственными в своем роде, и благодаря этому у них быстрый разгон, короткий тормозной путь, а также предсказуемое поведение на льду. Кроме того, у Nokian самое быстрое ускорение и достаточно эффективное торможение на заснеженной поверхности. В тесте на длину тормозной дистанции на мокрой поверхности Nokian несколько снижает планку, но с управляемостью в дождь проблем явно не будет. На сухом асфальте шины быстро останавливаются и уверенно ведут себя в экстренных ситуациях. Сопротивление качению низкое, а шум тихий, даже несмотря на большое количество шипов. Заслуженное первое место в тесте.
Nokian Hakkapeliitta 8
2 место — Continental ContiIceContact. Continental хорошо управляются и быстро тормозят на льду, где они ведут себя стабильно и надежно со склонностью к недостаточной поворачиваемости. Благодаря высокому сцеплению в заносе автомобиль достаточно просто контролировать. На заснеженной трассе Continental также очень эффективно ускоряются и тормозят, и в двух «зимних» дисциплинах шины немецкого бренда были одними из лучших. Результат в тесте на сопротивляемость слашплэннингу хотя и средний, но совсем не плохой. Показатели на сухом и мокром асфальте хорошие. В целом очень сбалансированные шины с высоким уровнем безопасности в любых условиях.
Continental ContiIceContact
3 место — Pirelli Ice Zero. Трапециевидные шипы Pirelli хорошо вгрызаются в лед, обеспечивая быстрые ускорение и торможение, а также хорошее время круга. Как бы то ни было, постоянное стремление задних шин уйти в занос заставляет водителя усиливать концентрацию. Кроме того, после тестов на льду выступ шипов Pirelli вырос на 0,3 мм, что достаточно много. На снегу Pirelli ведут себя более уверенно и точнее реагируют на повороты руля, а вот со слякотью они явно не дружат – последнее место. Торможение на мокром асфальте хорошее, но Pirelli значительно легче других шин теряют сцепление в поворотах. Окончательно Pirelli испортили ощущение, сложившееся после хороших показателей на льду, своим длинным тормозным путем на сухом покрытии. Сопротивление качению низкое, а вот шум слишком высокий.
Pirelli Ice Zero
4 место — Goodyear UltraGrip Ice Arctic. Goodyear, обладающие такой же базовой конструкцией, как Dunlop, немного обгоняют их в плане разгона и торможения на льду. Кроме того, во время заноса Goodyear ведут себя более предсказуемо и контролируемо. На снегу время разгона и тормозной путь меньше, чем на льду, но во время заезда на холм стало очевидно, что сцепление ограничено, из-за чего может резко занести задние колеса. При этом Goodyear очень эффективны на слякоти и мокром асфальте. На сухом покрытии у шин хорошие тормозные свойства, но в экстренных ситуациях они реагируют немного замедленно. Стоит отметить низкий уровень шума.
Goodyear UltraGrip Ice Arctic
5 место — Hankook Winter i*Pike RS W419. У новых Hankook существенно прибавилось шипов, которых стало 180 вместо 128. Результаты в тестах на разгон и торможение на льду средние, но сложилось ощущение, что у корейцев очень хорошо получилось оптимизировать расположение шипов, потому что их шины смогли показать лучшее время круга. Как бы то ни было, реакции ощущаются несколько расплывчатыми. На снегу Hankook хорошо показали себя и во время заезда на склон, и на круговом треке, и на утрамбованных лесных трассах. Кроме этого, у Hankook хорошие результаты на слякоти, сухом и мокром асфальте. Хорошие шины без явных недостатков.
Hankook Winter i*Pike RS W419
6 место — Dunlop Ice Touch. На льду Dunlop очень медленно разгоняются, но с торможением дела обстоят лучше. В плане управляемости шины уступают лидерам, поскольку занос может начаться относительно рано. На снегу эффективность ускорения и торможения лучше, чем на льду, а поведение примерно такое же – со склонностью к резкой потере сцепления даже на небольших скоростях. Тормозной путь на мокром асфальте достаточно короткий, и в целом в дождь Dunlop будут вести себя стабильно. При этом они очень быстро реагируют на повороты руля на сухом покрытии, где они хорошо справляются с экстренными маневрами. В качестве бонуса – низкий уровень шума.
Dunlop Ice Touch
7 место — Michelin X-Ice North 3. У Michelin меньше шипов, чем у некоторых других покрышек в тесте, и слабые результаты в испытаниях на разгон и торможение на льду могут быть следствием этого фактора. Michelin также ожидаемо показали худшее время в тестах на время круга на обледенелой трассе. На снегу у Michelin хорошее ускорение, но длинный тормозной путь. Во время езды по снегу шины хорошо держат сцепление, но только при езде по прямой, поскольку у них слабая боковая устойчивость. Слякоть для Michelin не проблема, а на сухом асфальте у них самая короткая тормозная дистанция со 100 км/ч. Поведение в экстренной ситуации стабильное, но шум относительно высокий.
Michelin X-Ice North 3
8 место — Bridgestone Blizzak Spike-01. У Bridgestone хорошие результаты на льду, но в плане торможение на скользкой поверхности они все же уступают другим шинам. Реакции на снегу не такие острые, как у лучших шин, но зато короткий тормозной путь. Кроме того, на снегу чувствуется склонность к избыточной поворачиваемости. Bridgestone продемонстрировали отличную устойчивость к слашплэнингу, но у них относительно длинный тормозной путь на мокром асфальте. У шин также расплывчатые реакции на повороты руля на сухом покрытии. Шум относительно тихий, но сопротивление качению слишком высокое.
Bridgestone Blizzak Spike-01