Эта модель с характерно выступающей решеткой радиатора была предметом вожделения и любимицей миллионов советских, а затем и российских автомобилистов. Чем же «семёрка» смогла завоевать всенародную любовь и даже мировое признание?
Не откладывая на завтра
Уже в середине семидесятых годов в Тольятти понимали, что на одних лишь «фиатовских» разработках далеко не заедешь. Ведь и первые модели («копейка» и «трёшка» соответственно), как и более самостоятельный проект под индексом 2106, по деталям кузова были сильно унифицированы с базовым Fiat 124 конца шестидесятых годов, что во многом определяло облик Жигулей независимо от конкретной модели.
К этому моменту сам итальянский производитель уже далеко ушел от прародителя вазовской «классики», выпустив модель 131. В мире же господствовал новый стиль – формы стали более резкими, а углы – прямыми. И даже самая модерновая по советским меркам «шестёрка», которую только поставили на конвейер в 1976 году, на фоне последних новинок мирового автопрома выглядела довольно скромно, если не сказать прямо: была несовременной.
1 / 6
Fiat 131 был на порядок современнее любых Жигулей
2 / 6
Fiat 131 был на порядок современнее любых Жигулей
3 / 6
Fiat 131 был на порядок современнее любых Жигулей
4 / 6
Fiat 131 был на порядок современнее любых Жигулей
5 / 6
Fiat 131 был на порядок современнее любых Жигулей
6 / 6
Fiat 131 был на порядок современнее любых Жигулей
А ведь позиции марки на внешних рынках были стратегически важны не столько для самого тольяттинского автогиганта, сколько для огромной страны. Каждый проданный за рубежом автомобиль означал поступление в государственную казну СКВ – то есть, немецких марок, французских франков, итальянских лир и другой свободно конвертируемой валюты.
Стало очевидно: еще до разработки принципиально нового автомобиля с приводом на передние колеса Жигули нуждаются в серьезной модернизации. Работа над осовремениванием классики вылилась в разработку целого семейства новых моделей – стандарта, люкса и универсала.
1 / 5
Семейство в сборе. Слева направо: универсал 2104, базовый седан 2105 и «люксовая» версия 2107
2 / 5
Семейство в сборе. Слева направо: универсал 2104, базовый седан 2105 и «люксовая» версия 2107
3 / 5
Семейство в сборе. Слева направо: универсал 2104, базовый седан 2105 и «люксовая» версия 2107
4 / 5
Семейство в сборе. Слева направо: универсал 2104, базовый седан 2105 и «люксовая» версия 2107
5 / 5
Семейство в сборе. Слева направо: универсал 2104, базовый седан 2105 и «люксовая» версия 2107
В рамках работы предстояло не только актуализировать внешний вид, но и привести автомобили в соответствие со ставшими более жесткими мировыми требованиями к токсичности выхлопных газов, безопасности, уровню шума и топливной экономичности – словом, поднять машины с ладьей на капоте на более высокий уровень техники.
Статьи / История
Четыре глаза ВАЗа: история разработки ВАЗ-2103
В качестве «нормы» Fiat предложил свой Автомобиль года-1967 – модель 124 с кузовом седан (Berlina) и универсал (Familiare). Они, собственно, и стали первой и второй моделью Волжского автозавода. Что касается «люксовой»…
7504
2
0
07.10.2016
По сути, конструкторам и художникам предстояло «сделать невозможное» – то есть, создать на имеющейся платформе и агрегатной базе новый автомобиль, который бы являлся результатом глубокой модернизации «копейки» и «шестёрки», но при этом воспринимался как самостоятельный и оригинальный продукт.
Поскольку на тот момент вазовская гамма состояла как из обычных, так и из «люксовых» моделей Жигулей, предстояло обновить как базовую версию, так и вариант повышенной комфортности. Разумеется, под модернизацию подпадал и универсал второй модели, выпускавшийся еще с 1971 года.
В целях традиционного снижения себестоимости конструкторы приняли решение максимально унифицировать седаны по кузовным элементам, достигнув «люксового» эффекта за счет элементов отделки и другого интерьера. То есть, в отличие от «копейки» и более престижных моделей 2103/2106, автомобили нового семейства должны были отличаться не «железом», а более мелкими деталями.
Вышедшая в 1980 году «пятерка» отличалась от прежних Жигулей целым рядом технологических инноваций. В частности, двигатель ВАЗ-2105 получил ременной привод газораспределительного механизма вместо традиционного цепного, а в салоне появились цельноформованные обивки дверей и набивки сидений из полиуретана. Были и другие новшества – единые блок-фары и крупные задние фонари, расположенный в моторном отсеке монтажный блок с реле и предохранителями, лишенные поворотных форточек передние двери и так далее.
Важное отличие: не считая панели крыши (самый затратный и сложный штамп), снаружи «пятёрка» не имела ни одной общей кузовной детали с другими Жигулями!
При этом новая базовая модель была лишена многих привычных элементов отделки. В частности, дизайнеры отказались от хрома в отделке радиаторной решетки, бамперов и колес, заменив его более современными алюминием и пластиком. Лишившись прежнего «орнамента», минималистично-технократичные Жигули несколько потеряли в лоске, но стали смотреться куда современнее – под стать новому десятилетию, которое уже наступило. Однако позиции в «люксовом» сегменте по-прежнему оставались за третьей и шестой моделями ВАЗ, на смену которым должны были прийти Жигули с порядковым номером 7 – то есть, с индексом 2107.
Стильная штучка
Если на «пятерке» были успешно освоены и обкатаны технологические нововведения, то ВАЗ-2107 была уготована роль самого «дизайнерского» автомобиля на базе заднеприводного семейства. Действительно, художники и конструкторы по максимуму использовали этот проект для того, чтобы реализовать все то, что по разным причинам не удалось воплотить в «трёшке» и «шестёрке».
Очень непростая задача звучала примерно так: ВАЗ-2107 должен был отличаться от базовой «пятерки» с первого взгляда, но при этом оба автомобиля сохраняли максимальную унификацию по «кузовщине».
На фото: ВАЗ-2105 и ВАЗ-2107
Тон в сегменте «лакшери» в Европе задавало несколько моделей – например, первый S-класс и «семёрка»! Именно поэтому в «топовой» модели дизайнерам Волжского автозавода предстояло воплотить своё видение на люксовое исполнение с учетом последних достижений мирового автопрома – в том числе, и новейших моделей Mercedes. Сколь бы смешно это сейчас ни звучало, советским художникам нужно было изобрести собственный «Мерседес Востока». Не в последнюю очередь еще и потому, что именно этой немецкой марке благоволил генсек Брежнев – тот самый «дорогой Леонид Ильич», от которого в СССР зависело очень многое. Иными словами, «семёрке» в модельном ряду ведущего советского производителя отводилась та же роль, что бренду из Штутгарта – в общемировой иерархии автомобильных марок.
1 / 10
Mercedes в семидесятые годы выпустил две знакомые модели – первый S-класс W116 и «ешку» W123
2 / 10
Mercedes в семидесятые годы выпустил две знакомые модели – первый S-класс W116 и «ешку» W123
3 / 10
Mercedes в семидесятые годы выпустил две знакомые модели – первый S-класс W116 и «ешку» W123
4 / 10
Mercedes в семидесятые годы выпустил две знакомые модели – первый S-класс W116 и «ешку» W123
5 / 10
Mercedes в семидесятые годы выпустил две знакомые модели – первый S-класс W116 и «ешку» W123
6 / 10
Mercedes в семидесятые годы выпустил две знакомые модели – первый S-класс W116 и «ешку» W123
7 / 10
Mercedes в семидесятые годы выпустил две знакомые модели – первый S-класс W116 и «ешку» W123
8 / 10
Mercedes в семидесятые годы выпустил две знакомые модели – первый S-класс W116 и «ешку» W123
9 / 10
Mercedes в семидесятые годы выпустил две знакомые модели – первый S-класс W116 и «ешку» W123
10 / 10
Mercedes в семидесятые годы выпустил две знакомые модели – первый S-класс W116 и «ешку» W123
Поэкспериментировав с четырьмя круглыми фарами, на ВАЗе пришли к выводу, что прямоугольная оптика смотрится более серьезно и престижно. Тем более, что к ней идеально подходила выступающая решетка радиатора в «мерседесовском» стиле. Казалось бы, на компактном седане малого класса такой атрибут будет выглядеть аляповато и неуместно. Но нет – в сочетании с новым капотом иное оформление передка преобразило «пятерку», которая буквально заиграла. По этой же причине дизайнеры отказались и от «пятерочных» подштамповок на крышке багажника.
ХБМ – «хочу быть мерседесом». Именно такое прозвище получила новая модель вскоре после выхода. В ёрничании острословов была доля правды – «семёрка» действительно пыталась походить внешне на самый престижный седан своего времени.
1 / 4
2 / 4
3 / 4
4 / 4
Еще одно важное изменение в облик «статусной» модели было внесено с помощью бамперов. Это решение, опять же, было немного «подсмотрено» у родственных Жигулям автомобилей марки Fiat. Изначально «хром-пакет» планировали расширить за счет полировки верхней части алюминиевого бампера, однако впоследствии было принято решение изготавливать деталь из пластика, прикрыв верхнюю часть хромированной накладкой, а не её имитацией.
1 / 4
Присмотритесь к Fiat 130: правда, ощущается, что на него внимательно смотрели при создании «семёрки»?
2 / 4
Присмотритесь к Fiat 130: правда, ощущается, что на него внимательно смотрели при создании «семёрки»?
3 / 4
Присмотритесь к Fiat 130: правда, ощущается, что на него внимательно смотрели при создании «семёрки»?
4 / 4
Присмотритесь к Fiat 130: правда, ощущается, что на него внимательно смотрели при создании «семёрки»?
Наконец, завершающий штрих – новые задние фонари с иной компоновкой световых блоков. В итоге новая модель воспринималась как действительно другой автомобиль – более престижный и роскошный, чем обычная «пятерка».
1 / 2
Сзади седьмую модель от «пятерки» можно было отличить по фонарям, бамперу и крышке багажника. А еще в глаза бросались высокие передние кресла.
2 / 2
Сзади седьмую модель от «пятерки» можно было отличить по фонарям, бамперу и крышке багажника. А еще в глаза бросались высокие передние кресла.
Для соответствия требованиям безопасности в конструкцию были введены энергопоглощающие элементы – гидравлические опоры бампера и силовые брусья дверей.
1 / 7
«Семёрка» смотрелась солиднее и дороже соплатформенного ВАЗ-2105
2 / 7
«Семёрка» смотрелась солиднее и дороже соплатформенного ВАЗ-2105
3 / 7
«Семёрка» смотрелась солиднее и дороже соплатформенного ВАЗ-2105
4 / 7
«Семёрка» смотрелась солиднее и дороже соплатформенного ВАЗ-2105
5 / 7
«Семёрка» смотрелась солиднее и дороже соплатформенного ВАЗ-2105
6 / 7
«Семёрка» смотрелась солиднее и дороже соплатформенного ВАЗ-2105
7 / 7
«Семёрка» смотрелась солиднее и дороже соплатформенного ВАЗ-2105
Будучи ограниченными в работах над экстерьером, конструкторы «семёрки» всерьез отыгрались в салоне. Ведь ВАЗ-2107 получил совершенно иной интерьер, который радикально отличался от простоватых по меркам конца семидесятых годов салонов прежних Жигулей. Кроме «большой» панели приборов с массивным козырьком и длинной центральной консолью, внутреннее убранство «семёрки» привлекало взгляд анатомическими креслами с интегрированными подголовниками. Именно эта деталь тут же стала предметом зависти обладателей остальных Жигулей с обычными «низкими» спинками передних кресел.
Роскошь по-советски – примерно так в двух словах можно было описать интерьер ВАЗ-2107 |
Статьи / История
Великолепная шестёрка: почему ВАЗ-2106 был лучшей моделью Жигулей
Немного истории
Очередная модель Жигулей с «рабочим» индексом ВАЗ-21031 (по аналогии с ВАЗ-21011) должна была стать осовремененной «трёшкой», о которой мы вспоминали совсем недавно. Если ВАЗ-2103 позиционировался как…
64408
6
0
16.10.2016
Вдобавок перед глазами водителя появилась развитая комбинация приборов с вольтметром, тахометром и указателем давления масла, что на прежних моделях встречалось разве что по отдельности. Да и рулевое колесо по дизайну и конструкции существенно отличалось от прежних тонких и жестких жигулевских «баранок». Была модернизирована система вентиляции и отопления – в частности, по центру «торпеды» появились дополнительные дефлекторы для подачи холодного воздуха независимо от работы отопителя.
Вернув в спинку заднего сиденья «шестёрочный» откидной подлокотник, вазовским конструкторам удалось вывести «семёрку» на максимально возможный уровень комфорта. Ведь и примененные в салоне материалы были под стать дизайну – мягкий пластик, велюр, ворс… Словом, почувствуйте разницу с голым металлом и резиново-виниловой отделкой первых моделей!
Тридцать лет стажа
В 1978 году опытные образцы были показаны высшему руководству страны – в то время практиковались своеобразные закрытые «смотрины» перспективных разработок, от которых во многом зависела судьба будущей новинки. Председатель Совета Министров СССР Алексей Николаевич Косыгин, осмотрев прототип «семёрки», остался доволен и подписал правительственное постановление «О постановке на производство нового семейства автомобилей ВАЗ».
Благосклонная реакция сильных мира сего позволила новой модели пойти короткой дорогой: уже в 1982 году началось серийное производство ВАЗ-2107, а в августе этого же года именно «семёрка» стала семимиллионным автомобилем ВАЗ, удосужившись повторно «юбилейного звания» восьмимиллионника в начале 1984-го.
1 / 5
Автомобили первых лет выпуска отличались оттенком бамперов, хромированными водостоками и колесными дисками типа 2105
2 / 5
Автомобили первых лет выпуска отличались оттенком бамперов, хромированными водостоками и колесными дисками типа 2105
3 / 5
Автомобили первых лет выпуска отличались оттенком бамперов, хромированными водостоками и колесными дисками типа 2105
4 / 5
Автомобили первых лет выпуска отличались оттенком бамперов, хромированными водостоками и колесными дисками типа 2105
5 / 5
Автомобили первых лет выпуска отличались оттенком бамперов, хромированными водостоками и колесными дисками типа 2105
Автомобили первых лет выпуска отличались от более поздних машин некоторыми деталями – в частности, хромированным орнаментом задних фонарей и оттенком бамперов. К слову, технологическое новшество обернулась для завода проблемой – уже после начала выпуска новой модели отмечались случаи самопроизвольного разрушения пластиковых деталей. Видимо, сказывалось то, что до запуска «семёрки» в серию пластик с подобными характеристиками для «ширпотребных» отраслей в СССР не производили. Лишь эксперименты с рецептурой и технологией позволили заводчанам добиться требуемой стабильности характеристик материала, что было достигнуто во второй половине восьмидесятых годов.
Технически же новый «люкс-седан» был прямым наследником «трёшки» – именно от этой модели без особых изменений был позаимствован силовой агрегат объемом 1,5 литра. Правда, в духе времени мотор оснастили более экологичным и экономичным карбюратором Озон с экономайзером принудительного холостого хода.
1 / 7
Масштабная модель производства DeAgostini для журнальной серии «Автолегенды СССР»
2 / 7
Масштабная модель производства DeAgostini для журнальной серии «Автолегенды СССР»
3 / 7
Масштабная модель производства DeAgostini для журнальной серии «Автолегенды СССР»
4 / 7
Масштабная модель производства DeAgostini для журнальной серии «Автолегенды СССР»
5 / 7
Масштабная модель производства DeAgostini для журнальной серии «Автолегенды СССР»
6 / 7
Масштабная модель производства DeAgostini для журнальной серии «Автолегенды СССР»
7 / 7
Масштабная модель производства DeAgostini для журнальной серии «Автолегенды СССР»
Технически ВАЗ-2107 представлял собой ту же «пятерку», но с двигателем 2103
Со временем линейку двигателей дополнили и остальными агрегатами Жигулей – как более скромным по объему «пятерочным» мотором с ременным приводом ГРМ на модификации 21072, так и «вершиной гаммы» – 1 600-кубовым двигателем ВАЗ-2106: такая модификация получила индекс 21074.
Два карбюратора должны были «пришпорить» праворульную Lada Riva 1600 SLX
Новая люксовая модель позволила оживить интерес к классическим Жигулям на Западе – по крайней мере, до выхода «восьмерки» именно ВАЗ-2107 являлся самым современным предложением тольяттинского автозавода. А на внутреннем рынке «семёрка» стала, пожалуй, самым престижным автомобилем ВАЗ вплоть до выхода седана 21099 на базе переднеприводного семейства.
1 / 6
ВАЗ-2107 экспортировался практически во все страны Западной Европы. Дополнительные молдинги, колпаки или легкосплавные диски, люк в крыше – для повышения привлекательности модели европейские дилеры шли на все ухищрения
2 / 6
ВАЗ-2107 экспортировался практически во все страны Западной Европы. Дополнительные молдинги, колпаки или легкосплавные диски, люк в крыше – для повышения привлекательности модели европейские дилеры шли на все ухищрения
3 / 6
ВАЗ-2107 экспортировался практически во все страны Западной Европы. Дополнительные молдинги, колпаки или легкосплавные диски, люк в крыше – для повышения привлекательности модели европейские дилеры шли на все ухищрения
4 / 6
ВАЗ-2107 экспортировался практически во все страны Западной Европы. Дополнительные молдинги, колпаки или легкосплавные диски, люк в крыше – для повышения привлекательности модели европейские дилеры шли на все ухищрения
5 / 6
ВАЗ-2107 экспортировался практически во все страны Западной Европы. Дополнительные молдинги, колпаки или легкосплавные диски, люк в крыше – для повышения привлекательности модели европейские дилеры шли на все ухищрения
6 / 6
ВАЗ-2107 экспортировался практически во все страны Западной Европы. Дополнительные молдинги, колпаки или легкосплавные диски, люк в крыше – для повышения привлекательности модели европейские дилеры шли на все ухищрения
1 / 3
Праворульный ВАЗ-2107 имел собственное имя – Riva
2 / 3
Праворульный ВАЗ-2107 имел собственное имя – Riva
3 / 3
Праворульный ВАЗ-2107 имел собственное имя – Riva
Lada Signet для канадского рынка отличалась бамперами и светотехникой |
1 / 3
Начиная со второй половины девяностых годов, ВАЗ-2107 выглядел примерно так
2 / 3
Начиная со второй половины девяностых годов, ВАЗ-2107 выглядел примерно так
3 / 3
Начиная со второй половины девяностых годов, ВАЗ-2107 выглядел примерно так
Черная решетка так и не прижилась на «семёрке»
Впрочем, даже в девяностые годы «советский мерседес» продолжал пользоваться устойчивым спросом. Правда, тяготы и лишения переходного периода наложили свой отпечаток на «семёрку» – в отделке появились менее яркие в прямом и переносном смыслах материалы. В тот же период машина лишилась «пятерочных» колесных дисков, получив унифицированные с другими Жигулями колёса типа 2103, но уже без «ушек»-выступов под колесные колпаки.
Интересно, что выход на рынок более современных моделей десятого семейства, а также Калины и Приоры не особо влиял на судьбу «семёрки». Ведь и в новом веке заслуженный седан по-прежнему выпускался, получив с 2006 года новое торговое наименование – Lada 2107, окончательно избавившись при этом и от рудиментов вроде карбюраторной системы питания.
ВАЗ-2107 получил впрыск топлива – сначала центральный, а затем и распределённый
С 2008 года из-за износа кузовных штампов на «семёрке» появилась крышка багажника типа 2105 с парой подштамповок, а пороги лишились резиновых молдингов. Отличить автомобили последних лет выпуска можно и по другим характерным деталям вроде черных наружных ручек дверей и «болотной» окраски колесных дисков.
1 / 3
Последние «семёрки» выглядели именно так
2 / 3
Последние «семёрки» выглядели именно так
3 / 3
Последние «семёрки» выглядели именно так
Интерьер поздних семёрок стал более «мрачным» по цвету отделочных материалов и получил новую «баранку». |
В ХХI веке «семёрку» из тольяттинских машинокомплектов начали выпускать и на украинских сборочных предприятиях в Луцке, Запорожье и Кременчуге. Кроме того, ВАЗ-2107 собирали в Сызрани, а в 2008-м сборка была налажена даже в Чеченской республике. С 2011 года производство «семёрки» наладили и в Удмуртии на заводе «ИжАвто», однако уже в апреле 2012-го выпуск устаревшего автомобиля был прекращен как в России, так и на Украине. Лишь в египетском Каире (!) на предприятии Lada Egypt сборку «семёрки» продолжали вплоть до начала 2014 года. Таким образом, самая престижная и последняя модель Жигулей продержалась на конвейере в разных странах свыше трёх десятилетий, став одним из самых массовых автомобилей, когда-либо выпущенных Волжским автомобильным заводом за полувековую историю.
1 / 8
До сих пор и в России, и на Украине можно приобрести «как новый» ВАЗ-2107 последних лет выпуска. Цена вопроса – около 150 000 рублей в РФ или $3 500 за автомобиль украинской сборки в соседнем государстве
2 / 8
До сих пор и в России, и на Украине можно приобрести «как новый» ВАЗ-2107 последних лет выпуска. Цена вопроса – около 150 000 рублей в РФ или $3 500 за автомобиль украинской сборки в соседнем государстве
3 / 8
До сих пор и в России, и на Украине можно приобрести «как новый» ВАЗ-2107 последних лет выпуска. Цена вопроса – около 150 000 рублей в РФ или $3 500 за автомобиль украинской сборки в соседнем государстве
4 / 8
До сих пор и в России, и на Украине можно приобрести «как новый» ВАЗ-2107 последних лет выпуска. Цена вопроса – около 150 000 рублей в РФ или $3 500 за автомобиль украинской сборки в соседнем государстве
5 / 8
До сих пор и в России, и на Украине можно приобрести «как новый» ВАЗ-2107 последних лет выпуска. Цена вопроса – около 150 000 рублей в РФ или $3 500 за автомобиль украинской сборки в соседнем государстве
6 / 8
До сих пор и в России, и на Украине можно приобрести «как новый» ВАЗ-2107 последних лет выпуска. Цена вопроса – около 150 000 рублей в РФ или $3 500 за автомобиль украинской сборки в соседнем государстве
7 / 8
До сих пор и в России, и на Украине можно приобрести «как новый» ВАЗ-2107 последних лет выпуска. Цена вопроса – около 150 000 рублей в РФ или $3 500 за автомобиль украинской сборки в соседнем государстве
8 / 8
До сих пор и в России, и на Украине можно приобрести «как новый» ВАЗ-2107 последних лет выпуска. Цена вопроса – около 150 000 рублей в РФ или $3 500 за автомобиль украинской сборки в соседнем государстве
Отличия ВАЗ-2107 от базовой модели 2105:
- Капот
- Крышка багажника
- Решетка радиатора
- Бамперы
- Задние фонари
- Панель приборов в сборе с комбинацией
- Рулевое колесо
- Сиденья
- Обивка потолка
- Полка под задним стеклом