Владельцы «Нижнекамскшины» нашли уникальный способ вывести это бывшее советское «планово-убыточное» предприятие в прибыль — перевели его на давальческую схему. Об этом сообщает издание РБКdaily.
Владельцы «Нижнекамскшины» нашли уникальный способ вывести это бывшее советское «планово-убыточное» предприятие в прибыль — перевели его на давальческую схему. Об этом сообщает издание РБКdaily.
Как сообщает РБКdaily, завод работает по ней с начала года и за девять месяцев сумел получить прибыль в 39 миллионов рублей, хотя выручка при этом упала почти втрое — до 3,9 миллиардов рублей. Впрочем, как отмечают эксперты, такой опыт вряд ли является универсальным, ведь работающие по процессингу другие производители не могут похвастаться такими же результатами.
Несмотря на то что «Нижнекамскшина» является крупнейшим российским производителем покрышек и главным поставщиком шин на «АвтоВАЗ» и «КамАЗ», долгое время компания не радовала своими финансовыми показателями, стабильно показывая убытки. Однако, как следует из отчетности предприятия за девять месяцев 2006 года, в январе—сентябре «Нижнекамскшина» заработала 38,9 миллионов рублей чистой прибыли против убытков на 192,7 миллиона рублей за аналогичный период прошлого года. Как отмечают в компании, во многом такой результат обеспечен переходом с января этого года на давальческую схему работы. В частности, функцию снабжения сырьем с начала года выполняет ООО «Татнефть-Нефтехимснаб», а продажами занимается ООО «ТД «Кама». В результате «Нижнекамскшина» сумела нарастить объемы производства, существенно снизив издержки. Хотя при этом выручка шинного завода упала с 10,4 миллиардов до 3,98 миллиардов рублей.
Правда, и эта схема дает сбой при резком росте цен на сырье. В третьем квартале сырье подорожало в среднем на 20—30%. В результате чистый убыток «Нижнекамскшины» в третьем квартале этого года составил 29 миллион рублей. Впрочем, помимо дорогого сырья свою роль играет и сбытовая деятельность предприятия. Основным покупателем продукции «Нижнекамскшины» выступает «АвтоВАЗ», закупающий примерно 17% выпускаемых заводом покрышек. «Поставки на конвейер менее выгодны, чем продажи на вторичном рынке, — говорит собеседник РБКdaily на предприятии. — Да и автозавод к тому же ловко сталкивает производителей шин, вынуждая их демпинговать». Но, как уверяет собеседник РБКdaily, по итогам года шинный завод покажет прибыль.
Как отмечают эксперты, убытки характерны для многих российских шинных заводов. «Серьезно выросли цены на сырье и затраты на само производство, но при сопоставимом качестве потребители не готовы платить за отечественные шины столько же, сколько за импортные бренды., — отметил собеседник РБК daily в «Нижнекамскшине». — Покупатель переплачивает за бренд, а мы сидим на голодном пайке». По его словам, введение давальческой схемы позволило предприятию получить прибыль как переработчику сырья. «Благодаря переходу на эту схемы мы смогли найти точки убытков на всех стадиях — от переработки сырья до реализации», — говорит он.
При этом, как отметил РБК daily источник в «Татнефть-Нефтехиме» (управляет «Нижнекамскшиной»), давальческая схема не единственная мера по выводу предприятия из убытков. К примеру, были существенно пересмотрены расходные нормы, введенные еще в советское время. При этом, уверяет он, фирмы-давальцы не работают в убыток.
Впрочем, другим производителям пока не удалось добиться успехов «Нижнекамскшины». Холдинг «СИБУР Русские шины» перешел на такую схему еще несколько лет назад, но, признаются в компании, прошлый год оказался для них убыточным. В этом году холдинг обещает выйти в плюс. Но как отмечает Максим Иванов из ИК «ЦентрИнвест», используя давальческую схему, шинные холдинги немного лукавят. «Процессинг можно рассматривать как законный метод вывода денег с предприятия, тогда как трансфертные цены — нет, — отметил он РБК daily. — И холдинги могут переводить денежные потоки в головную структуру или на перерабатывающий завод. Все зависит от стоимости услуг процессинга».
«Нижнекамскшина» за январь—октябрь 2006 года произвела 10 миллион 258 тыс. штук шин (рост на 10,1%). Предприятие работает в составе нефтехимического комплекса ОАО «Татнефть» под управлением ООО «Татнефть-Нефтехим». Республике Татарстан принадлежит «золотая акция» предприятия.
РБКdaily