respor 14.02.2014

Американская Goodyear сообщила Sumitomo о желании выйти из совместных предприятий в Европе, Северной Америке и Японии

Компания Goodyear объявила о том, что после 15 лет сотрудничества намерена ликвидировать альянс с японской Sumitomo. Во время недавней конференции, посвященной итогам 2013 года, исполнительный вице-президент и финансовый директор Goodyear Лора Томпсон (Laura Thompson) заявила, что решение компании о прекращении партнерства с Sumitomo обосновано тем, что «поведение японской корпорации мешает свободной конкуренции». «Действия Sumitomo нарушают правила конкуренции в плане антимонопольного законодательства, и мы полагаем, что это является основанием для прекращения партнерства, — сказала г-жа Томпсон. — 10 января мы обратились в арбитражный суд с этим требованием».

«Мы уверены, что эта процедура не будет иметь никаких материальных последствий для наших клиентов, нашего бизнеса или нашей ликвидности, но, как известно, данные об арбитражных разбирательствах являются конфиденциальными», — добавила г-жа Томпсон.

В рамках глобального альянса Goodyear владеет 75% компаний Goodyear Dunlop Tires Europe (GDTE) и Goodyear Dunlop Tires North America (GDTNA), остальная доля в которых принадлежит Sumitomo. GDTE работает преимущественно в Западной Европе, а GDTNA владеет правами на бренд Dunlop и осуществляет связанную с этим деятельность в Северной Америке. В Японии у партнеров еще два совместных предприятия, одно из которых занимается реализацией легковых и грузовых шин под брендом Goodyear на местном вторичном рынке, а второе специализируется на продаже покрышек Goodyear и Dunlop японским автопроизводителям. В этих двух фирмах 75% акций принадлежит Sumitomo, а остальная доля – Goodyear.

Помимо этого, у Goodyear и Sumitomo в собственности есть по 51% и 49% акций фирмы, которая координирует процесс обмена коммерциализированными и некомерциализированными технологий между двумя компаниями, их совместными предприятиями и аффилированными структурами. Существует также компания по глобальным закупкам, в которой доли Goodyear и Sumitomo составляют 80% и 20% соответственно. В дополнение ко всему прочему обе компании владеют обыкновенными акциями друг друга.

Сейчас ситуация складывается таким образом, что Goodyear, вероятно, выкупит свою долю акций в совместных предприятиях в Европе и Северной Америке.  По условиям существующих соглашений, Sumitomo имеет право потребовать от Goodyear выкупить акции GDTE и GDTNA, если создадутся определенные обстоятельства, такие как банкротство Goodyear и т.д. В дополнение к этому Sumitomo может заставить Goodyear выкупить долю в СП, если Sumitomo не согласна с бизнес-планом GDTE или GDTNA, если одна или обе эти компании приобретут часть или все акции другого шинного производителя или дистрибьютора, если GDTE, GDTNA или Goodyear предпримут действия, которые, по мнению Sumitomo, могут иметь негативные материальные последствия для бизнеса, связанного с бизнесом Dunlop, или если доля Sumitomo в GDTE или GDTNA будет меньше 10% от уставного капитала этих компаний.

Во всех этих случаях Sumitomo должна уведомить Goodyear о своих намерениях не позже чем за три месяца до того момента, когда правами компании можно будет воспользоваться. Если Sumitomo решит воспользоваться своими правами, по условиям соглашения о глобальном альянсе, цена акций должна быть «справедливой», отметила г-жа Томпсон. Стоимость сделки должна быть оговорена во время переговоров, а в том случае если достичь договоренности не получится, цену определит арбитражный суд. В случае выкупа акций GDTE или GDTNA компания Goodyear сохранит права на бренд Dunlop в Европе или Северной Америке соответственно.

Японские СМИ цитируют президента Sumitomo Икудзи Икэду (Ikuji Ikeda), который заявил, что «мы готовы начать переговоры по поводу прекращения сотрудничества, если Goodyear на этом настаивает».

Японские издания писали, что Goodyear намерена разорвать альянс с Sumitomo, поскольку сейчас «значимость развивающихся стран выше, чем устоявшихся рынков, где сотрудничают компании». Г-н Икэда по этому поводу отметил. «Основными рынками для альянса являются Япония, США и Европа. Когда мы начинали сотрудничать в 1999 году, за рубежом у нас был только завод в Индонезии, но теперь мы стали глобальным игроком с производственными площадками в Китае, Таиланде, Бразилии, Турции и ЮАР. Кроме того, мы существенно увеличили свою рыночную долю в Америке с брендом Falken, который к тому же становится все более популярным в Индии. Возможно, из-за растущей конкуренции на рынках за пределами США, Японии и Европы Goodyear решила, что у альянса уже нет таких преимуществ, как раньше. Стоит отметить, что если мы прекратим партнерство с Goodyear, нам будет проще завоевывать новые рынки – к примеру, увеличивать поставки автопроизводителям в США и Германии».

Г-н Икэда также заявил, что «когда дело доходит до арбитража, разбирательство обычно длится несколько лет, но все зависит от результата переговоров, так что говорить о сроках пока рано».

Источник