respor 08.04.2014

4 апреля польская Debica S.A. провела открытие монумента в честь создателей Центрального индустриального региона и фабрики автомобильных шин, открытой 75 лет назад

Фабрика автомобильных шин в Дембице была официально открыта 4 апреля 1939 года, и в компании отмечают, что тогда никто не мог предугадать, что на этих пустынных землях будет создан один из крупнейших и высокотехнологичных шинных заводов Goodyear в мире. Поначалу компания не смогла «расправить крылья», поскольку все планы были нарушены Второй мировой войной. Как бы то ни было, в послевоенное время производство было возобновлено. После этого компания пережила первую шестилетку, период «малой стабилизации», правление Эдварда Герека (Edward Gierek), военное положение и сложные 80-е годы. Все это время производство продолжалось и поэтапно совершенствовалось. Завод модернизировался, а продукция поставлялась на экспортные рынки. В то же время действительно существенная трансформация была осуществлена только после смены власти в Польше в 1990-х годах. В 1996-м контрольный пакет акций Debica купила американская Goodyear, заплатившая за него 132 миллиона злотых (55 миллионов долларов) и обязавшаяся вложить в польскую компанию еще 100 миллионов долларов за 10 лет. За первые три года в Debica было инвестировано 73 миллиона долларов, а концу 2005 года – уже 170 миллионов, то есть Goodyear перевыполнила свои обещания.

«Сегодня Debica является одной из крупнейших компаний своего рода в мире, — заявил президент правления Debica Яцек Прычек (Jacek Pryczek). – В семье Goodyear мы третьи в мире и первые в Европе. У нас работает почти 3 тысячи человек. Каждый год мы платим в бюджет миллионы злотых налогов. Мы сохраняем прибыльность и остаемся одним из крупнейших экспортеров в Польше. В 2013 году выручка компании составила почти 2 миллиарда злотых (480 миллионов евро), а операционная прибыль – 103 миллиона злотых (25 миллионов евро). Мы производим высококачественные шины классов HP и UHP под такими брендами, как Goodyear, Dunlop, Fulda, Sava и Debica, и экспортируем их по всему миру».

За последние 20 лет Debica и ее стратегический партнер – компания Goodyear – инвестировали в Дембице сотни миллионов злотых. Последний проект стоимостью 205 миллионов злотых (49 миллионов евро) совсем недавно был завершен в Специальной экономической зоне «Европарк-Мелец». Благодаря этим инвестициям Debica выполнила технические и юридические требования, заложенные в директиве ЕС о шинной маркировке, и сохранила конкурентные преимущества перед другими производителями в Польше и всем мире. В дополнение к этому новый проект позволил компании предложить шины с более высокими техническими характеристиками – так называемые шины категорий High Performance и Ultra-High Performance, созданные для автомобилей, развивающих больше скорости, а также шины, снижающие расход топлива и уровень шума. Debica также выпускает шины, соответствующие самым высоким стандартам, принятым в ЕС — в том числе Goodyear EfficientGrip Performance и Dunlop Sport BluResponse, получившие “B/A” по системе маркировки, и покрышки для первичной комплектации автомобилей таких компаний, как Ford, Opel, Peugeot, Renault и Volkswagen.

«Мы продолжаем инвестировать в свое развитие, но мы также занимаемся социальными проекторами и помогаем тем, кто в этом нуждается, — отметил г-н Прыцек. – Мы стремимся быть инновационными и экологичными. Наша компания часто получает различные награды, и мы занимаем высокое место в рейтинге польских брендов издания Rzeczpospolita Daily. Мы также находимся в списке самых быстро растущих компаний журнала Forbes и являемся одним из лучших работодателей согласно рейтингу Top Employers».

Debica регулярно проводит совместные социальные проекты вместе с региональными властями и благотворительными организации, помогая тем, кто оказался с сложном положении. За последние годы компания выделила более 4 миллионов злотых (960 000 евро) на помощь больным людям, инвалидам, а также на различные благотворительные программы, гранты для талантливых студентов, пожертвования школам, пожарным и спасательным службам, а также полиции. Кроме того, Debica участвует и в культурной жизни местного сообщества, и в последнюю субботу августа этого года компания в третий раз проведет фестиваль молодых исполнителей альтернативной и электронной музыки Goodfest, который пройдет на муниципальном стадионе Дембицы.


Начало. Центральный индустриальный регион

История Debica неразрывно связана с Центральным индустриальным регионом (Centralny Okręg Przemysłowy, COP). Именно благодаря тому, что в 1930-х года власти Польши решили создать новый промышленный регион внутри страны, теперь там находится один из крупнейших заводов Goodyear в мире.

Окончательное решение о создании COP было принято польским правительством в 1937 году перед лицом общего вооружения в Европе. Замысел состоял в том, чтобы разместить в южных и центральных регионах страны промышленные комплексы, которые позволили бы Польше нарастить свой экономический и военный потенциал, а также снизить уровень безработицы, ставший следствием Великой депрессии. COP стал одним из крупнейших экономических проектов в Польше перед началом Второй мировой войны. В 1937-1939 годах порядка 60% всех государственных инвестиций направлялось на строительство новых промышленных объектов, поскольку вице-премьер Польши Евгениуш Квятковски (Eugeniusz Kwiatkowski) был уверен, что COP обеспечит экономическое процветание страны на долгие годы.

Местоположение COP было выбрано не случайно. Строительство велось в так называемом «треугольнике безопасности», который был вне досягаемости для немецкой и советской авиации, а также был дополнительно защищен горами с юга. В регионе также был очень высокий уровень избыточности населения в аграрных сообществах и безработицы, а также большие площади невозделываемых земель. Развитие тяжелой промышленности должно было решить эти проблемы.

В COP было построено множество фабрик, электростанций и сталелитейных заводов, и с самого начала одним из участников проекта было отделение компании Stomil Poznan, чьей задачей было производство шин для армии. Разместить завод было решено в Дембице.

Строительство началось весной 1937 года. В июне 1938-года рабочие стали устанавливать одни и самых современных в то время вулканизационные прессы, а в 1939 году было запущено производство на площади в 9,5 тысячи квадратных метров. На строительство ушло 300 000 злотых. Таким было начало.


Debica S.A. – основные этапы истории

  • 1939. Скромное начало. 30 марта 1939 года были выпущены первые шины в Дембице. Тогда на фабрике числилось 260 рабочих, 16 инженеров и 9 сотрудников административного отдела. В день изготавливалось 350 комплектов шин.
  • 1939-1945. Великие потрясения. Развитие компании остановилось после начала Второй мировой войны. Фабрика была захвачена немцами и передана концерну Continental. Как бы то ни было, Continental не заинтересовалась шинным производством в Польше. Компании поручили заниматься авторемонтом, а станки были вывезены в Германию. Поляки, работавшие на фабрике во время войны, саботировали ее работу, поскольку знали, что после ремонта автомобили отправляются на фронт.
  • 1945-1953. Восстановление. В первые годы после войны компания занималась ревиндикацией своих станков и оборудования, которые были найдены в 1947 году. Потери во время войны оценивались в 487 тысяч злотых. После необходимого ремонта производство шин было возобновлено, и в 1949 году компания заработала под управлением государства.
  • 1953-1960. Шестилетка. Завод должен был удовлетворять растущий спрос на шины, вследствие чего было решено выделить новые средства и изменить технологические процессы. Было построено несколько новых цехов (в общей сложности около десяти), и закуплено новое оборудование. Именно тогда предприятие стало официально называться Debica. В период с 1950-го по 1960 год объемы выпуска продукции выросли более чем в 30 раз.
  • 1960-1970. Период «малой стабилизации». Развитие компании продолжилось. Были построены новые цеха и научно-исследовательский центр. Началось производство шин для велосипедов и мотоциклов. В 1965 году доля Debica в производстве шин в Польше составила 75%. Продукция экспортировалась в 35 стран по всему миру. Завод начал выпускать модели для автомобилей Syrena и Fiat 125p.
  • 1970-1980. Правление Эдварда Герека. Время взрывного роста компании. Было налажено серийное производство радиальных шин и построено несколько крупных цехов. Название сменили на Stomil. Проводились разработки новых шин, на которых было установлено несколько рекордов скорости на суше (из-за чего позже их назвали Record). Благодаря существенным инвестициям в новые технологии компания начала выпуск бескамерных шин, которые пользовались большой популярностью за рубежом. В 1979 году на завод были доставлены первые автоматизированные производственные линии.
  • 1980-1989. Застой. Как и фирмы из других отраслей польской промышленности, шинная компания в 1980-е годы столкнулась с серьезным кризисом, и ее развитие замедлилось. Ситуация также была усугублена недостатком сырья, требуемого для производства. Хотя управление осуществлялось государством, компания оставалась относительно независимой – ее продукция экспортировалась, что позволяло получать ценную иностранную валюту. В то время шины из Дембицы поставлялись в 63 страны на шести континентах. Во второй половине 1980 года началось строительство завода грузовых и сельскохозяйственных шин с проектной мощностью в 800 000 штук в год. Свой последний год под контролем государства компания закрыла с прибылью в 52 миллиона злотых.
  • 1990-2000. Реструктуризация. После смены власти в 1989-м году Stomil быстро адаптировалась к новым экономическим условиям и подготовилась к приватизации. Компания вернулась к работе по правилам свободного рынка. Сначала Stomil стала компанией с одним акционером, принадлежащей государственному казначейству (26 апреля 1991 года), а потом успешно дебютировала на фондовом рынке (24 ноября 1994 года). В начале декабря 1995-го контрольный пакет акций компании был куплен американским шинным гигантом Goodyear. «На нас с самого начала произвели очень большое впечатление возможности этой компании и царивший в ней дух сотрудничества, — говорил в мае 1996 года глава Goodyear Стэнли Гоул (Stanley Gaul) во время визита в Польшу. – Мы знали, что Debica – очень хорошая компания, но когда мы стали партнерами, они превзошли все наши ожидания».
  • 2000-2010. Ускоренное развитие. Goodyear сдержала свое обещание и инвестировала в Debica существенные средства. Больше, чем планировалось изначально. Деньги пошли как на расширение и модернизацию завода, так и на принятие мер по снижению ущерба окружающей среде. В 2000 году в Тарнове был открыт ультрасовременный логистический центр со складскими площадями, эквивалентными двум футбольным полям.
  • 2010-…. Шаг в 21-й век. Развитие Debica продолжается. Компания прошла сертификацию по стандартам ISO 9001, QS 9000, ISO 14001 и ISO/TS 16949, стала одним из основных работодателей в регионе и крупным экспортером, заняла место в списке самых узнаваемых польских брендов и получила награду от президента страны. Финансовый кризис не остановил рост Debica, и восстановление экономики, о котором все чаще говорят эксперты, должно провозгласить новый этап развития компании.
  • Источник