respor 23.09.2016

Автомобили, произведенные в странах Ближнего Востока, мягко говоря, не на слуху у наших автомобилистов. Да, в докризисные годы на улицах встречались автомобили Samand, но в целом о машинах, выпущенных в Иране, известно совсем немного. А ведь вклад автопрома в ВВП этой ближневосточной страны составляет около 4%, благодаря чему именно производство автомобилей является стратегически важным для экономики Ирана, ведь в финансовом выражении «больше денег» сконцентрировано только вокруг нефти и газа. Еще не так давно Иран не только являлся ближневосточным производителем №1, но и входил в ТОП-20 стран-автопроизводителей в мире!

Главный герой

Иранский автопром сравнительно молод: лишь в 1962 году братья Ахмад и Махмуд Хайями основали компанию Iran Khodro – пожалуй, единственную марку иранских автомобилей, которая смогла получить мировую известность. Самым популярным из иранских автомобилей является Paykan, который был собственной разработкой Iran Khodro на базе английского седана Hillman Hunter.

iran_khodro_logo_2

Еще в конце шестидесятых в Иране началась крупноузловая (CKD) сборка Хантеров, а чуть позже в стране наладили выпуск этих автомобилей. Поскольку компанию Roots, которая производила Хантеры в Англии, в то время выкупила французская Peugeot, Пейкан получил силовой агрегат от Peugeot-504, а также некоторые другие изменения.

1 / 2

Малоизвестный британский Hillman Hunter стал основой самой распространённой иранской машины

2 / 2

Малоизвестный британский Hillman Hunter стал основой самой распространённой иранской машины

Непритязательной, но при этом выносливой и неприхотливой машине удалось стать «иранскими жигулями» – то есть самым распространенным автомобилем в стране.

1 / 3

Пейкан выпускался около 40 лет!

2 / 3

Пейкан выпускался около 40 лет!

3 / 3

Пейкан выпускался около 40 лет!

Пейканы выпускали так долго, что правительство Ирана даже официально обратилось к владельцам Iran Khodro с просьбой снять с производства устаревшую и неэкологичную модель, но после того, как IKCO в 2005-м перестало изготавливать Пейканы, выпуск автомобиля продолжился в Судане. Кроме того, для внутреннего иранского рынка IKCO сделало интересный гибрид – кузов от модели Peugeot 405, «натянутый» на платформу Paykan!

Удивительно, но Пейканы даже рекламировались

Удивительно, но Пейканы даже рекламировались

В девяностые годы был налажен выпуск автомобилей Peugeot – модели 205, 206, 207, 405, 407 и многие другие автомобили производились (и производятся) в Иране.

1 / 3

Пикап на базе Пейкана очень популярен в Иране

2 / 3

Пикап на базе Пейкана очень популярен в Иране

3 / 3

Пикап на базе Пейкана очень популярен в Иране

1 / 5

Заднеприводный Peugeot ROA с рессорной подвеской – причудливая смесь Peugeot 405 и древнего Пейкана

2 / 5

Заднеприводный Peugeot ROA с рессорной подвеской – причудливая смесь Peugeot 405 и древнего Пейкана

3 / 5

Заднеприводный Peugeot ROA с рессорной подвеской – причудливая смесь Peugeot 405 и древнего Пейкана

4 / 5

Заднеприводный Peugeot ROA с рессорной подвеской – причудливая смесь Peugeot 405 и древнего Пейкана

5 / 5

Заднеприводный Peugeot ROA с рессорной подвеской – причудливая смесь Peugeot 405 и древнего Пейкана

peugeot_206_ir-spec_3 peugeot_206_ir-spec_4 peugeot_206_ir-spec_2
Peugeot 206 для иранского рынка практически не отличался от европейской версии

Однако наиболее интересным представителем Iran Khodro является собственное детище – модель Samand. Поскольку еще с начала девяностых годов в Иране производили относительно современную модель 405, первый собственный автомобиль было решено разработать с использованием платформы именно 405-го. Изначально «тюнинговая версия» от Iran Khodro называлась Peugeot Pars, причем внешность машины «подретушировали» в стиле более современной модели 406.

1 / 6

2 / 6

3 / 6

4 / 6

5 / 6

6 / 6

Как нетрудно догадаться, Samand является глубоко модернизированной версией французского седана, хотя и заметно отличается от донора внешне и внутри.

1 / 3

Интерьер некоторых модификаций Саманда отделан по-восточному богато

2 / 3

Интерьер некоторых модификаций Саманда отделан по-восточному богато

3 / 3

Интерьер некоторых модификаций Саманда отделан по-восточному богато

При этом локализация Саманда составляет около 80%, то есть этот автомобиль с полным правом может называться национальным. Кроме обычных бензиновых двигателей Саманды выпускаются и в версии с заводской газобаллонной установкой.

1 / 8

Samand – хоть и не самый массовый, но наиболее известный в мире иранский автомобиль

2 / 8

Samand – хоть и не самый массовый, но наиболее известный в мире иранский автомобиль

3 / 8

Samand – хоть и не самый массовый, но наиболее известный в мире иранский автомобиль

4 / 8

Samand – хоть и не самый массовый, но наиболее известный в мире иранский автомобиль

5 / 8

Samand – хоть и не самый массовый, но наиболее известный в мире иранский автомобиль

6 / 8

Samand – хоть и не самый массовый, но наиболее известный в мире иранский автомобиль

7 / 8

Samand – хоть и не самый массовый, но наиболее известный в мире иранский автомобиль

8 / 8

Samand – хоть и не самый массовый, но наиболее известный в мире иранский автомобиль

Российским автомобилистам Samand хорошо знаком, ведь поставки этого автомобиля к нам начались еще в 2006 году. Но не экспортом единым жил ближневосточный «скакун»: практически одновременно с поставками автомобилей иранского производства сборку Самандов наладили в Беларуси и Азербайджане. Кроме того, седаны из Ирана начали выпускать и в других странах мира – например, Венесуэле, Сирии и Египте.

Sarir – удлиненная версия Саманда, концептуально напоминающая вазовский Премьер

Sarir – удлиненная версия Саманда, концептуально напоминающая вазовский Премьер

Еще один автомобиль компании – модель Runna, которая является третьей по счету легковушкой, созданной в Иране. В качестве базы использовали, разумеется, продукт Peugeot – если точнее, модель 206. Бегун-дрифтер (а именно так можно перевести название автомобиля с фарси и английского) по размерам немного уступает Саманду, но пользуется неплохим спросом благодаря наличию как бензиновой, так и битопливной модификаций, причем иранцы совместно с немецкой инжиниринговой компанией FEV специально «заточили» бывший двигатель PSA TU5 под работу на природном газе.

1 / 2

Runna – перелицованный седан Peugeot 206

2 / 2

Runna – перелицованный седан Peugeot 206

Интересно, что на созданном в 2004 году совместном ирано-французском предприятии Pars Khodro производили… Renault Logan! Правда, автомобиль для иранского рынка называется Tondar, но кроме «имени», он больше ничем не отличается от привычных нам Логанов первого поколения.

1 / 3

Renault Tondar 90 – обычный Логан

2 / 3

Renault Tondar 90 – обычный Логан

3 / 3

Renault Tondar 90 – обычный Логан

Характерная деталь: вопросы, связанные с разработкой и производством автомобилей, в Иране регулируются законодательно. Еще в начале двухтысячных Министерство промышленности, рудников и торговли объявило о запуске программы стратегического развития Иранского автопрома.

Такой подход вызвал интерес со стороны целого ряда европейских и азиатских производителей – как «старожилы» из PSA, так и другие крупные игроки в наиболее массовом сегменте бюджетных автомобилей заинтересовались возможностью наладить в этой стране производство собственных автомобилей, одним из которых как раз и стал Логан.

Менее известен второй крупный иранский производитель – компания SAIPA, которая начала выпускать автомобили еще в 1966-м году. Как и Iran Khodro, изначально «Сайпа» производила по лицензии малолитражки Сitroёn (Dyane, Mehari) и автомобили Renault (например, модели 5 и 21).

saipa_logo_1

Впоследствии Saipa начинает сотрудничать с компанией Kia, приобретя у корейцев лицензию на производство модели Pridе. Забавно, что в своё время корейская компания сама начала выпуск этого автомобиля по лицензии компании Mazda. Чуть позже иранцы на базе корейского автомобиля разработали модель Tiba, оснастив её более мощным двигателем.

1 / 5

Saipa – лицензионная Kia Pride

2 / 5

Saipa – лицензионная Kia Pride

3 / 5

Saipa – лицензионная Kia Pride

4 / 5

Saipa – лицензионная Kia Pride

5 / 5

Saipa – лицензионная Kia Pride

Iran Khodro и SAIPA вместе выпускают свыше 90% иранских автомобилей, причем в обоих случаях у государства есть своя доля собственности. Оставшиеся 10% – это продукция компаний Bahman Group, Pars Khodro и Morattab Khodro. Эти предприятия собирают из машинокомплектов автомобили Mazda, Nissan и Ssang Yong. Интересно, что подавляющее большинство (около 75%) автомобилей иранского производства относятся к легковушкам, а примерно 15% из выпущенных машин составляют пикапы.

1 / 3

Современные модели Saipa выглядят самобытно

2 / 3

Современные модели Saipa выглядят самобытно

3 / 3

Современные модели Saipa выглядят самобытно

В Иране повсеместно ездят на отечественных машинах еще и потому, что автомобили импортного производства облагаются 90-процентной ввозной пошлиной. Именно поэтому готовых машин ежегодно в страну ввозят совсем мало – примерно около 50 тысяч. При этом «чистые иномарки» считаются престижными, ведь далеко не каждый может позволить себе переплатить почти вдвое по сравнению с аналогичным автомобилем местного производства.

Тяжелое бремя санкций

Иранская автомобильная промышленность была, пожалуй, самой динамично развивающейся отраслью иранской экономики, которая как обеспечивала приток финансовых поступлений за счет экспорта автомобилей, так и привлекала иностранные инвестиции.

Неудивительно, что до 2012 года Иран являлся автопроизводителем №1 на Ближнем Востоке, занимая 12 место в мире. Иранская республика ежегодно экспортировала автомобилей примерно на 1 миллиард (!) долларов.

1 / 4

Soren – модернизированный Samand

2 / 4

Soren – модернизированный Samand

3 / 4

Soren – модернизированный Samand

4 / 4

Soren – модернизированный Samand

Увы, все рухнуло после введения санкций со стороны США и ЕС. В Тегеране опровергали выдвинутые «ядерные» обвинения, утверждая, что обогащенный уран не используется в военных целях, и исследования в области ядерной энергетики не имеют отношения к вооружению. Поскольку сворачивать программу правительство отказалось, Совет безопасности ООН принял ряд документов, регламентирующих ввод и действие санкций против Ирана.

Статьи / История

Братья-балкане: история социалистического автопрома Югославии и Болгарии

Конечно, машиностроение в этих странах было развито куда слабее, чем в Чехословакии или Австро-Венгрии, а отдельные регионы даже в рамках СЭВ оставались преимущественно аграрными, а не индустриально…

10340

4

16
08.04.2016

Недовольные ядерной программой Ирана крупные геополитические игроки начали давить на Исламскую республику экономически. А поскольку именно автопром являлся важнейшей отраслью, самый сильный удар нанесли именно по нему. В 2010 году Toyota полностью свернула экспорт своей продукции, а вскоре примеру японцев последовали и немецкие компании.

Увы, под давлением Вашингтона пали даже французы, которые всегда чувствовали себя в Иране «как дома». К началу 2012 года от своих первоначальных планов по стратегическому сотрудничеству с иранским автопромом не отказались разве что китайцы, которые лишь увеличивали инвестиции в Иран для укрепления своих позиций в ближневосточном регионе.

Санкционный удар оказался болезненным и весьма ощутимым: объемы производства автомобилей в Иране с начала действия санкций довольно резко снижались.

Нельзя сказать, что иранские производители сидели сложа руки все это время: они искали партнеров среди тех стран, которые не поддерживали санкционную политику США и ЕС.

Dena – наиболее современная модель ІКСO

Dena – наиболее современная модель ІКСO

В январе 2016 года США и Евросоюз объявили о том, что с Ирана снимаются некоторые экономические санкции, введенные в связи с ракетной программой и обвинениями в разработке ядерного оружия. Благодаря этому Исламская республика сможет продавать нефть странам ЕС и пользоваться системой SWIFT. При этом в тот же день, когда было объявлено об отмене санкций, США тут же ввели новые санкции в отношении ряда физических и юридических лиц, которые могут быть связаны с ракетной программой.

Однако в марте этого года Иран провел испытания баллистических ракет, что привело к незамедлительному вводу новых санкций. Несмотря на это, соглашение между Ираном и «шестёркой» международных посредников, заключенное в июле 2015 года, благоприятно скажется на тех сферах и отраслях экономики, которые не имеют прямого отношения к ядерной энергетике. Это касается и автомобилей, поэтому в Иране смотрят в будущее с оптимизмом.

1 / 2

Ближневосточная роскошь: внутренняя отделка иранских машин несколько отличается от общепринятого в Европе стандарта.

2 / 2

Ближневосточная роскошь: внутренняя отделка иранских машин несколько отличается от общепринятого в Европе стандарта.

Невзирая на удар, нанесенный автомобильной промышленности санкционной политикой Запада, сегодня у руководства страны относительно этой отрасли экономики более чем амбициозные планы – выйти на уровень экспорта в размере 1 миллион автомобилей в год (!) – то есть примерно столько, сколько сегодня выпускает в общей сложности весь иранский автопром.

Продукция Iran Khodro (модели Dena, Runna и Soren), представленная на последнем Московском автосалоне, даёт представление о реальном положении дел и уровне современного иранского автопрома. Конечно, до продукции мировых грандов национальный иранский автомобиль еще определённо немного не дотягивает (в первую очередь – по безопасности), но при грамотном ценообразовании наследники Саманда могут вполне найти своего покупателя и в нашей стране. Особенно если эффект от привлекательной цены будет усиливать адекватный сервис. Впрочем, время покажет.

iran_khodro_pars_7

Источник