respor 22.01.2017

Лес, 150 километров от Петербурга, никого вокруг, кроме фотографа и эксперта Polaris. Подо мной — тот самый All Terrain Vehicle, четырехколесный вездеход. Монстрик, карманная пушка, орудие ближнего боя.

Петербург, Фонтанка, пробка… Машины вытягиваются в бесконечную линию — нервы вытягиваются в струну, стоп-сигналы впереди идущего наливаются алым — внутренний голос наливается силой.

Черт! Сколько можно стоять?! Вот было бы у меня что-нибудь на агрегатах ГАЗ-66,
и вперед, по крышам… Хотя нет, слишком брутально, да и «милитари» уже не
в моде. А вот что-нибудь поменьше, вроде ATV, было бы в самый раз!

Лес, 150 километров от Петербурга, никого вокруг, кроме фотографа и экспер-
та Polaris. Подо мной — тот самый All Terrain Vehicle, четырехколесный вездеход. Монстрик, карманная пушка, орудие ближнего боя. Нам давно хотелось познакомиться с этим родом транспортных средств. Я не знал, с чего начать. В редакции попросили найти что-нибудь «очень крутое». Я выбрал Polaris Sportsman 500 — только ленивый не написал рядом с этим именем: «король среди мотовездеходов». Что ж, проверим.
Первое ощущение — звук. Непривычно благородное порыкивание одноцилиндрового четырехтактного четырехклапанного двигателя сбивает с толку. Хотя и не стоило ожидать от этой машины высокооборотного визга гоночных моторов Yamaha или Honda — «рабочий» класс Utility совсем не предназначен для покорения спортивных вершин. Активный отдых — совсем другое дело. Охота, рыбалка… Но ведь это Россия, и здесь все работает немного по-другому. В этом я снова убеждаюсь, после того, как Алексей — эксперт компании, — широко улыбаясь, рассказывает, как он спокойно шел на «Спортсмене» 90 км/ч. После этого начинаешь значительно теплее относиться к 32 л. с., снятым с 500-кубового мотора. Жаль только, спидометр размечен до 60 км/ч….
Следующее, что замечаешь, находясь в «седле» Sportsman 500, — потрясающая управляемость. Кажется, что развернуться здесь можно просто на месте — радиус разворота равен 1,65 метра!
Этого результата позволяет добиться передняя независимая подвеска типа MacPherson. Но если уж мы решили залезть под вездеход, то делать это стоит по полной программе. Ведь именно здесь кроются основные «фишки», выделяющие Sportsman из общего потока ATV. Во-первых, это Independent Shaft Drive — независимый карданный привод, позволяющий добиваться отличных характеристик по проходимости. Во-вторых, это полностью независимая задняя подвеска с прогрессивно изменяемой жесткостью и стабилизатором поперечной устойчивости. Два этих фактора обеспечивают лучшему ATV от Polaris самый большой клиренс в мире — 279,4 мм. Для новичка здесь все потрясающе просто — на руль выведены ручки управления газом и тормозами, есть и дополнительный ножной тормоз. Алгоритм работы коробки передач E-Z прост до издевательства: повышенная передача, пониженная передача, задний ход. В трансмиссии используется PVT — клиноременной вариатор Polaris, совмещенный с EBS — системой торможения двигателем. Рабочие тормоза дисковые, с надежным гидравлическим приводом.
Вдоволь порезвившись на расчищенной от снега дороге, мы рванули в лесную чащу, памятуя о феноменальных внедорожных качествах Sportsman 500. И, буквально на первых метрах дистанции, отметили вышеупомянутые качества подвески, отрабатывавшей все неровности лесной дороги где-то внизу, не позволяя продольной раскачке достигать дискомфортных величин. Заметна и работа стабилизатора поперечной устойчивости в поведении задней подвески — в крутых поворотах Sportsman 500 не «валит», хотя инстинктивно и стараешься помочь машине, смещая корпус тела к внутренней стороне поворота. Здесь здорово помогает чисто мотоциклетная посадка, позволяющая полностью чувствовать ATV, ни на секунду не выпуская его из-под своего контроля.
А в глубоком рыхлом снегу тем временем экзамен сдавали внедорожные качества Sportsman 500.
Несмотря на то, что ATV нам достался в «летнем» варианте, а на зиму ему для серьезной работы положены еще и цепи, «закопать» «Спортсмена» не удалось, как мы ни старались. Даже после того, как уровень снега перемахнул ступицы, Polaris продолжал уверенно грести колесами, кстати, с довольно развитым протектором. А если приглядеться, то можно заметить, что резина у «Спортсмена» разновеликая — на переднюю ось ставятся колеса размерностью 25х8-12, а на заднюю 25х11-10.









Отдельное слово — о фотогеничности. Этот вездеход действительно заставляет обратить на себя внимание — агрессивный вид передка, подчеркнутый двумя квадратными фарами и мощным пластиковым бампером, дополняется расцветкой, решенной в стиле «хаки». Есть еще и специальный Polaris Sportsman Remington Edition — своеобразный коллекционный экземпляр, отличающийся от «стандарта» более богатой оснасткой.
Кстати, пластиковый обвес — это, скорее, средство пассивной безопасности седока, ведь сам Sportsman 500 снизу защищает сверхмощная рама и цельное днище. Но передний бампер — это еще и достаточно просторный багажник грузоподъемностью 41 кг. Заднее багажное отделение повместительней, позволяет установить специальный пластиковый бокс и перевозить до 82 кг. Стоит заметить, что внедорожные качества «Спортсмена» не меняются в зависимости от нагрузки — так, полностью загруженный Sportsman 500 без труда преодолел все препятствия, правда, на меньшей скорости. Что же до других рабочих качеств этого ATV от Polaris, то нельзя забывать и о его таланте тягача — Sportsman 500 развивает тягу на крюке, равную 555,6 кг. Кроме этого, к вездеходу можно заказать широкий выбор навесного оборудования: от бульдозерных ножей — до борон и плугов. Но это уже совсем неинтересно…
В список стандартного оборудования этого ATV входят спидометр, одометр, сигнализаторы работы КПП, перегрева двигателя и индикатор дальнего света. Помимо этого, спереди есть разъем источника постоянного тока. Такой же, но съемный, есть и сзади.
Когда наше знакомство с Polaris Sportsman 500 подошло к концу, я вспомнил, что еще в начале Алексей обещал какой-то сюрприз. Когда я напомнил ему об этом, он попросил немного подождать и через несколько минут появился на том, что издалека было довольно похоже на копию советского лунохода.
Судите сами: шесть колес, два сидения в ряд, пространственная рама, настоящий круглый руль… Но все оказалось проще — эта штука называлась Polaris Ranger и являлась достойным представителем фирмы в редком классе Super Utility. Отличный маркетинговый ход — если практически никто не ездит на ATV поодиночке, давайте не будем запрещать этого, а сделаем двухместный вездеход. Да еще и с настоящим кузовом! Впрочем, не все так просто.
Особенно с устройством этого «шестиколесного друга». На шесть колес — три разных типа подвески! Передняя — стойки MacPherson с ходом в 160 мм, средняя — полностью независимая двойная А-рейка с прогрессивно изменяемой жесткостью и ходом 133 мм и, наконец, задняя — двойной качающийся рычаг. Такое необычное решение позволяет машине преодолевать препятствия, не теряя сцепления с дорогой, — отличное внедорожное преимущество! А большие ходы подвесок делают совершенно бесполезными любые попытки вывесить одну из осей или хотя бы одно колесо.
Небольшой клиренс этой машинки (190 мм) с лихвой компенсируется потрясающей проходимостью — все шесть колес намертво цепляются за все, что можно и тащат 700-килограммовый ATV вперед. Преимущества колесной формулы 6х6 дополняют возможности демультипликатора в автоматической коробке передач, где, по сути дела, используются только позиции «вперед» и «назад».
Что касается моторного отделения, КПП и трансмиссии, то здесь Ranger практически идентичен модели Sportsman 500. Изменения внесены в тормозную систему: и спереди, и сзади гидравлический привод тормозов продублирован вспомогательным ножным тормозом, а стояночный тормоз — ручной механический.
Водителя встречают необычные для АТV напольные педали и большой руль с узким и жестким ободом. Водитель и пассажир разделены кожухом мотора, прямо как в старых грузовиках бескапотной компоновки. Над головой — пространственный каркас из внушительных дуг безопасности, вполне способный защитить при опрокидывании. Сразу за спинами начинается вместительный кузов с рифлеными стенками размером 1х1,5х0,23 м. Его грузоподъемность по паспорту — 363 кг.
Несмотря на одинаковый двигатель, Ranger развивает значительно большую тягу на крюке — 686 кг. Но и это не предел — по пути на «базу» нам удалось с помощью Ranger вытащить безнадежно засевшую на всесезонных шинах ВЛ-И «Ниву»! Как говорится, паспортные данные просчитаны с большим запасом…
В стандартное оснащение входит полная антикоррозийная защита корпуса, гнездо подключения к источнику постоянного тока, спидометр, одометр, стоп-сигнал и сигнализатор включения нейтральной передачи.
И в конце хотелось бы сказать отдельное слово о дизайне Ranger. Хотя было бы наивно сомневаться в том, что этот продуманный во всех смыслах ATV останется без впечатляющей внешности. Но он выглядит просто потрясающе!
Острый «клюв», четыре узкие фары в ряд, расцветка — все это придает конструкции динамизм и энергетику, совсем не свойственные ей в движении. Пять баллов!

Текст: Александр Евштокин
Фото: Роман Останин

 

Источник