Журнал «Авторевю» протестировал шины класса Mud-Terrain, в том числе новинку от отечественного «Кордианта»
Список протестированных шин:
- BFGoodrich Mud Terrain T/A KM2
- Cordiant Off-Road 2
- Hankook Dynapro MT RT03
- Maxxis MT 764 Bighorn
- Nokian Rockproof
- Toyo Open Country M/T
Тесты внедорожных шин, в том числе класса Mud-Terrain, проводятся достаточно редко, поскольку и стабильность условий по сравнению с испытаниями на асфальте и даже на льду обеспечить очень сложно, да и производители обновляют свои линейки не так часто, как в сегменте легковых шин. В прошлом году шины M/T тестировали американцы из Tire Rack, но они ограничились тестами на асфальтированном треке, что делает все мероприятие несколько бессмысленным, поскольку речь идет о покрышках, разработанных для бездорожья. Российский журнал «Авторевю» последний раз проводил испытания грязевых шин семь лет назад, а в этом году в АР опубликовали результаты новых тестов, в которых приняла участие новинка от «Кордианта» — Cordiant Off-Road 2 (шины уже появились и в продаже, и на официальном сайте производителя, но обещанного пресс-релиза с подробностями мы, кстати, все еще ждем), конкуренцию которым составили BFGoodrich Mud-Terrain T/A KM2, Hankook Dynapro MT, Maxxis M/T Bighorn 764, Nokian Rockproof и Toyo Open Country M/T, взятые в размерности 225/75 R16 (стандартная для УАЗ «Патриот»). Все подробности можно прочитать на сайте издания.
Испытания были проведены на Дмитровском полигоне в Подмосковье, где шины были протестированы в грязи, на размокшей грунтовой дороге, траве, песке, а также на мокром и на сухом асфальте. Кроме этого, эксперты решили проверить прочность боковых стенок шин, для чего их протыкали металлическим прутом, измеряя усилие, при котором шина «испускает дух».
Первое место по итогам всех тестов заняли отечественные Cordiant (по словам экспертов, явно похожие на BFGoodrich KM2 в части дизайна центральной секции), про которые в АР отметили, что они отлично работают на песке и в грязи и будут хорошим выбором для российского бездорожья. На асфальте у Off-Road 2 был относительно длинный тормозной путь, но при этом они отличились низким уровнем шума — «без раздражающих пульсаций и высокочастотных завываний». Cordiant также будут увеличивать расход топлива, но эксперты посчитали это «разумной платой за высокую проходимость» и посетовали, что пока что новинка доступна только в пяти размерностях.
На втором месте оказались Toyo Open Country M/T от японского бренда, которые в грязи «замыливались» быстрее «Кордианта», но показали себя с хорошей стороны на песке и влажной траве. В АР добавили, что боковые грунтозацепы функционируют не так эффективно, из-за чего из колеи выехать сложнее, чем на BFGoodrich или Cordiant, но при этом Toyo порадовали очень прочными боковинами.
Третьими стали шины BFGoodrich Mud-Terrain T/A KM2 (доступна модель Mud-Terrain T/A KM3 с улучшенными показателями в грязи и на асфальте), хорошо выбирающиеся из колеи и обладающие настолько прочными боковинами, что им, по словам экспертов, «камни и сучки что слону дробина». В то же время шины обеспечивали высокое тяговое усилие, только если под слоем грязи была твердая основа, в противном случае протектор забивался, а способности шин к самоочищению оставляли желать лучшего. Помимо всего прочего, BFGoodrich – недешевая покупка, а в свете последних событий цены дополнительно выросли, и сейчас комплект в выбранном размере стоит порядка 100 000 рублей, а Michelin еще и остановила поставки в Россию.
Шины Hankook Dynapro MT (была выпущена модель второго поколения – Dynapro MT2) не особенно эффективно «гребли» в грязи, но при снижении давления тяговое усилие выросло сразу на треть, а на асфальте сыграли роль относительно мягкие боковины («которые не так уж просто проколоть», отметили испытатели), увеличившие пятно контакта и сократившие длину тормозной дистанции. Кроме этого, у Hankook было самое низкое сопротивление качению, и в целом они хорошо подойдут тем, кто преодолевает большие расстояния по асфальтированным дорогам.
Одинаковое количество баллов с Hankook набрали Maxxis M/T Bighorn 764, которые хорошо выезжали из колеи и продемонстрировали неплохую способность к самоочищению, а также впечатлили на влажной траве, где у них было самое высокое тяговое усилие среди всех протестированных шин. Кроме этого, Maxxis эффективно работают на асфальте («невысокие блоки протектора при экстремальном торможении меньше деформируются», сказали в АР), но при этом на скорости они «подвывали громче остальных». У Maxxis при этом есть и более экстремальные модели для офф-роуда, входящие в семейство Trepador.
Только последнее место с заметным отрывом от конкурентов заняли шины Nokian Rockproof, и причина в том числе в том, что хотя их боковины и усилены арамидными волокнами, они «оказались самыми хлипкими» (как отметили эксперты, «по острым камням далеко не уедешь»). В грязи Nokian тоже не произвели хорошего впечатления, поскольку быстро забиваются при начале пробуксовки, а уменьшение давления не оказывают такого эффекта, как в случае с другими шинами. Кроме этого, были претензии к боковой устойчивости на раскисшей грунтовой поверхности – «небольшой уклон и автомобиль сползает в сторону!» — и шины с трудом выезжают из колеи, а «если колея глубже 10 см, выехать из нее нереально: боковые грунтозацепы скорее декоративные». На песке тяговое усилие тоже было относительно слабым, показатели на мокром покрытии были названы посредственными, а на сухом у Nokian был самый длинный тормозной путь. В итоге покупать Rockproof эксперты АР не рекомендуют.
1 место
Cordiant Off-Road 2
Дата производства : 15/2021
Страна производства : Россия
Индексы : 104Q
Слойность каркаса : 2 слоя полиэстера
Масса шины, кг : 17,8
Твердость резины по Шору, ед. : 64
Глубина рисунка протектора по ширине, мм : 14,4
Выступание боковых грунтозацепов, мм : 5,3
Дисциплина | Баллы | Максимум |
---|---|---|
Динамика разгона с пробуксовкой в грязи | 10 | 10% |
Тяговое усилие в грязи | 9 | 10% |
Заезд в подъем по грязи | 9 | 10% |
Выезд из колеи в грязи | 10 | 10% |
Устойчивость движения по грязи | 7 | 5% |
Тяговое усилие на песке | 10 | 10% |
Тяговое усилие на траве | 8 | 10% |
Торможение на мокром покрытии | 8 | 10% |
Торможение на сухом покрытии | 7 | 5% |
Акустический комфорт (субъективно) | 8 | 5% |
Экономичность | 6 | 5% |
Прочность боковин | 8 | 10% |
ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА | 8,6 | 100% |
Хорошие сцепные свойства в грязи и на песке
Высокое сопротивление качению
Низкая курсовая устойчивость на грунтовой поверхности
2 место
Toyo Open Country M/T
Дата производства : 15/2021
Страна производства : Япония
Индексы : 115/112Q
Слойность каркаса : 3 слоя полиэстера
Масса шины, кг : 20,3
Твердость резины по Шору, ед. : 61
Глубина рисунка протектора по ширине, мм : 13,0
Выступание боковых грунтозацепов, мм : 7,0
Дисциплина | Баллы | Максимум |
---|---|---|
Динамика разгона с пробуксовкой в грязи | 8 | 10% |
Тяговое усилие в грязи | 8 | 10% |
Заезд в подъем по грязи | 9 | 10% |
Выезд из колеи в грязи | 8 | 10% |
Устойчивость движения по грязи | 9 | 5% |
Тяговое усилие на песке | 8 | 10% |
Тяговое усилие на траве | 10 | 10% |
Торможение на мокром покрытии | 8 | 10% |
Торможение на сухом покрытии | 8 | 5% |
Акустический комфорт (субъективно) | 8 | 5% |
Экономичность | 7 | 5% |
Прочность боковин | 10 | 10% |
ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА | 8,5 | 100% |
Высокая проколоустойчивость боковин
Высокое тяговое усилие на траве
Хороший баланс характеристик
Умеренные сцепные свойства в грязи при езде с пониженным давлением
Умеренные сцепные свойства при выезде из колеи
3 место
BFGoodrich Mud Terrain T/A KM2
Дата производства : 32/2017
Страна производства : США
Индексы : 110/107Q
Слойность каркаса : 3 слоя полиэстера
Масса шины, кг : 19,9
Твердость резины по Шору, ед. : 65
Глубина рисунка протектора по ширине, мм : 14,0
Выступание боковых грунтозацепов, мм : 6,8
Дисциплина | Баллы | Максимум |
---|---|---|
Динамика разгона с пробуксовкой в грязи | 10 | 10% |
Тяговое усилие в грязи | 10 | 10% |
Заезд в подъем по грязи | 7 | 10% |
Выезд из колеи в грязи | 9 | 10% |
Устойчивость движения по грязи | 9 | 5% |
Тяговое усилие на песке | 8 | 10% |
Тяговое усилие на траве | 9 | 10% |
Торможение на мокром покрытии | 7 | 10% |
Торможение на сухом покрытии | 7 | 5% |
Акустический комфорт (субъективно) | 7 | 5% |
Экономичность | 8 | 5% |
Прочность боковин | 9 | 10% |
ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА | 8,45 | 100% |
Хорошие сцепные свойства в грязи (на твердой основе)
Высокая прочность боковин
Хорошая курсовая устойчивость на грунтовой поверхности
Пониженные сцепные свойства на асфальте
Высокая цена
4 место
Hankook Dynapro MT RT03
Купить от 25420 р.
Дата производства : 05/2020
Страна производства : Южная Корея
Индексы : 115/112Q
Слойность каркаса : 2 слоя полиэстера
Масса шины, кг : 19,9
Твердость резины по Шору, ед. : 67
Глубина рисунка протектора по ширине, мм : 13,8
Выступание боковых грунтозацепов, мм : 6,0
Дисциплина | Баллы | Максимум |
---|---|---|
Динамика разгона с пробуксовкой в грязи | 8 | 10% |
Тяговое усилие в грязи | 8 | 10% |
Заезд в подъем по грязи | 8 | 10% |
Выезд из колеи в грязи | 8 | 10% |
Устойчивость движения по грязи | 8 | 5% |
Тяговое усилие на песке | 8 | 10% |
Тяговое усилие на траве | 8 | 10% |
Торможение на мокром покрытии | 9 | 10% |
Торможение на сухом покрытии | 8 | 5% |
Акустический комфорт (субъективно) | 9 | 5% |
Экономичность | 9 | 5% |
Прочность боковин | 8 | 10% |
ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА | 8,2 | 100% |
Хорошие сцепные свойства на асфальте
Низкое сопротивление качению
Высокий уровень акустического комфорта
Пониженные сцепные свойства в грязи при нормальном давлении
Пониженные сцепные свойства на песке и траве
4 место
Maxxis MT 764 Bighorn
Купить от 19880 р.
Дата производства : 49/2020
Страна производства : Таиланд
Индексы : 115/112Q
Слойность каркаса : 2 слоя полиэстера
Масса шины, кг : 17,5
Твердость резины по Шору, ед. : 65
Глубина рисунка протектора по ширине, мм : 10,5
Выступание боковых грунтозацепов, мм : 3,5
Дисциплина | Баллы | Максимум |
---|---|---|
Динамика разгона с пробуксовкой в грязи | 9 | 10% |
Тяговое усилие в грязи | 7 | 10% |
Заезд в подъем по грязи | 8 | 10% |
Выезд из колеи в грязи | 8 | 10% |
Устойчивость движения по грязи | 9 | 5% |
Тяговое усилие на песке | 8 | 10% |
Тяговое усилие на траве | 10 | 10% |
Торможение на мокром покрытии | 9 | 10% |
Торможение на сухом покрытии | 9 | 5% |
Акустический комфорт (субъективно) | 7 | 5% |
Экономичность | 7 | 5% |
Прочность боковин | 7 | 10% |
ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА | 8,2 | 100% |
Хорошие сцепные свойства на асфальте и траве
Высокая курсовая устойчивость на грунтовой поверхности
Ограниченные сцепные свойства в грязи
Низкая проколустойчивость
6 место
Nokian Rockproof
Дата производства : 50/2020
Страна производства : Россия
Индексы : 115/112Q
Слойность каркаса : 2 слоя полиэстера
Масса шины, кг : 20,0
Твердость резины по Шору, ед. : 70
Глубина рисунка протектора по ширине, мм : 14,6
Выступание боковых грунтозацепов, мм : 2,9
Дисциплина | Баллы | Максимум |
---|---|---|
Динамика разгона с пробуксовкой в грязи | 8 | 10% |
Тяговое усилие в грязи | 7 | 10% |
Заезд в подъем по грязи | 6 | 10% |
Выезд из колеи в грязи | 6 | 10% |
Устойчивость движения по грязи | 8 | 5% |
Тяговое усилие на песке | 7 | 10% |
Тяговое усилие на траве | 9 | 10% |
Торможение на мокром покрытии | 7 | 10% |
Торможение на сухом покрытии | 7 | 5% |
Акустический комфорт (субъективно) | 7 | 5% |
Экономичность | 8 | 5% |
Прочность боковин | 7 | 10% |
ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА | 7,2 | 100% |
Низкое сопротивление качению
Пониженные сцепные свойства на асфальте, песке и в грязи
Низкая проколоустойчивость
«Авторевю», Андрей Мохов, Олег Растегаев. Фото Дмитрия Питерского