respor 25.09.2013

Финский журнал Tuulilasi провел сравнительный тест восьми шипованных зимних шин, в том числе нескольких абсолютных новинок

На этот раз почти все шины в тесте Tuulialsi являются новыми, поскольку производители отреагировали на введение в Скандинавии новых нормативов, регулирующих количество шипов.


Список протестированных шин:

  • Bridgestone Blizzak Spike-01
  • Continental ContiIceContact
  • Dunlop Ice Touch
  • Goodyear UltraGrip Ice Arctic
  • Hankook Winter i*Pike RS W419
  • Michelin X-Ice North 3
  • Nokian Hakkapeliitta 8
  • Pirelli Ice Zero

Bridgestone участвует в тесте с новыми шинами, отличающимися новыми шипами с крестообразной насечкой на сердцевине. С другой стороны Continental остались почти такими же, как раньше, но их шипы были модифицированы, так что они тоже соответствуют новым нормативам. Dunlop и Goodyear выполнены по старым стандартами, и их модернизация наступит к следующей зиме. Hankook редко попадают в тесты Tuulilasi, но в этом году корейцы выпустили новые шины, так что решено было добавить в список и их тоже. Michelin являются первыми шинами, специально адаптированными к новым правилам – не больше 50 шипов на метр окружности. Новые Nokian тоже были оптимизированы, но в их случае количество шипов вдвое больше, чем у Michelin. У Pirelli ситуация несколько сложнее, потому что они доступны в двух вариантах. В Финляндии, Швеции и Норвегии направленность шипов в средней секции протектора и в плечевых зонах отличается. В то же время доступна версия, где все шипы направлены одинаковы. На момент написания этой статьи даже сама Pirelli не знала, соответствуют ли шины новому регламенту, так как тесты еще продолжались.


Как проводились тесты

Тесты зимних шин требуют испытаний и в зимних, и в летних условиях, однако большая их часть была проведена в типичную зимнюю погоду. Испытания на снегу и льду были осуществлены за одну неделю в финской Лапландии группой из четырех человек. Когда используется две машины, для измерений хватает и трех человек, но четвертому также было чем заняться, поскольку поверхность трассы было необходимо обрабатывать после каждой замены покрышек. Таким образом можно получить наиболее релевантные результаты.

Некоторые тесты проводились по несколько раз для всех шин, так как результаты могли слишком сильно меняться по ходу испытаний. Референтные шины позволяют определять, когда погода вносит свои коррективы. При этом помимо температуры на показатели шин влияют такие факторы, как влажность воздуха, ветер и сила солнечного света, особенно сильно меняющая структуру поверхности льда.

Всего у экспертов было два Audi A3, но в каждом тесте использовался только какой-то один из автомобилей, поскольку, хотя они и были идентичными, смена машины посередине испытаний также может исказить результаты. Тесты на сухом и мокром асфальте были проведены в Финляндии весной этого года, как раз когда на дорогах можно встретить сухой и мокрый асфальт.


ТЕСТЫ НА ЛЬДУ


Ускорение

В испытаниях на тяговое усилие трэкшн-контроль был включен, а измерения проводились при разгоне с 5 до 25 км/ч в течение 15 заездов. Изменения погоды контролировались при помощи референтной шины. Температура во время испытаний равнялась -8°С.

Goodyear обеспечивает самое эффективное ускорение, однако стоит сказать, что разница в результатах всех шин минимальна. Лучшие шины набрали заданную скорость всего на 0,5 секунды быстрее худших.

Ускорение на льду
(Время разгона с 5 до 25 км/ч, с)


Торможение

Автомобиль останавливали с 25 до 5 км/ч при той же температуре, что и в предыдущем тесте. Трэкшн-контроль также был включен.

На первых строчках оказались те же шины, и Goodyear и Pirelli снова заняли первое и второе места соответственно. Bridgestone стали последними, отстав от лидера на 2,4 метра. Это означает, что если бы тормозной путь равнялся 100 метрам, разница между показателями лучших и худших шин составила бы 17 метров.

Торможение на льду
(Тормозной путь с 25 до 5 км/ч, м)


Поперечное сцепление

Измерения осуществлялись на круговом треке, покрытом шероховатым льдом. Периодически лед приходилось обрабатывать, чтобы все шины тестировались в одинаковых условиях. Температура равнялась -11°С. Использовалась высшая передача, чтобы небольшие нажатия на педаль газа не могли повлиять на результат.

В этой дисциплине шины выступили иначе, чем, к примеру, в тестах на управляемость на льду. На круговом треке шины должны обеспечивать сцепление по большей части только в одном направлении, и им не нужно пытаться изменить направление движения. Тест на поперечное сцепление является одним из немногих, где фрикционные шины могут на льду показать результат, который будет лучше, чем у шипованных. Как бы то ни было, все меняется, когда начинается скольжение.

Лучше всего на этот раз оказались Bridgestone, но все топовые шины справились с задачей легко. Скольжение начинается плавно, и также плавно возвращается сцепление. Pirelli теряют контакт с трассой немного резче, и возвращают сцепление в таком же ключе. Continental и Goodyear ведут себя почти одинаково – машина часто уходит в занос из-за избыточной поворачиваемости. У этих двух шин скольжение начинается относительно медленно, но и длится оно дольше, чем у остальных. Dunlop отличились непостоянством характера. Иногда приходилось увеличить усилие на руле, а иногда наоборот уменьшить угол поворота, и к тому же необходимо постоянно контролировать сцепление на задней оси.

Поперечное сцепление на льду
(Время круга, с)


Управляемость

Систему ESC было решено отключить, потому что она сглаживает отличия между шинами. Кроме того, поведение любых шин сложнее оценить, когда электроника контролирует скольжение. Пилот должен был проехать трассу по шероховатому льду с максимально большой скоростью. Влияние характеристик шин на управляемость оценивалось также и субъективно.

У Nokian и Bridgestone лучшее время круга, но различные характеры. Nokian логично и уверенно ведут себя в различных ситуациях, а избыточная поворачиваемость, бывшая проблемой предыдущей модели, стала значительно менее выраженной. Сцепления достаточно даже для того, чтобы подруливать во время торможения в повороте. Недостаток Bridgestone в том, что они позволяют скользить задним колесам. Кроме того, сильное торможение в повороте приводит к недостаточной поворачиваемости.

Michelin, Pirelli и Continental получили оценки выше, чем Bridgestone, потому что они ведут себя не так нервозно. Michelin и Pirelli очень мало проиграли Bridgestone и в плане времени круга. Обе этих шины очень хорошо управляются, и они не дают скользить задним колесам так, как Bridgestone. Pirelli склонны к резким движениям на пределе сцепления, но в целом они ведут себя неплохо и не требуют дополнительной корректировки рулем. Рейтинг Continental был улучшен благодаря тому, что они облегчают управление автомобилем и точно реагируют на повороты руля. Сцепление также теряется достаточно плавно.

Ездить на Hankook немного сложнее – благодаря быстрым реакциям на повороты руля и высокому тяговому усилию они могут показывать относительно хорошее время круга, но нужно привыкнуть к тому, чтобы справляться с заносами. Goodyear относительно легко позволяют скользить задним колесам, так что тормозить следует на прямых участках дороги. При торможении в повороте у автомобиля может серьезно занести заднюю часть. Характер Dunlop несколько отличается. Первоначально они оставляют очень хорошее впечатление, но на пределе сцепления начинают переходить от недостаточной поворачиваемости к избыточной.

Управляемость на льду
(Время прохождения дистанции, с; баллы ставились с учетом субъективных оценок)


ТЕСТЫ НА СНЕГУ


Ускорение

Все тесты проводились на укатанном снегу. Испытания на эффективность ускорения осуществлялись по такой же методике, как на льду. Необходимо было разогнаться от 5 до 35 км/ч при температуре -10°С. Лучшими снова стали Goodyear, а Hankook и Bridgestone спустились в конец списка.

Ускорение на снегу
(Время разгона с 5 до 35 км/ч, с)


Торможение

Торможение осуществлялось с 35 до 5 км/ч при температуре -10°С. Goodyear сохраняют лидерство, а Michelin улучшают свои позиции и добираются до второго места. Разница между лучшим и худшим результатами составила 1,1 метра, то есть при торможении с 80 км/ч – она вырастет примерно до 3 метров. Стоит отметить, что в плане сцепления на снегу отличия между шинами были намного менее существенными, чем в тестах на льду.

Торможение на снегу
(Тормозной путь с 35 до 5 км/ч, м)


Заезд на заснеженный холм

Необходимо было как можно быстрее заехать на холм по извилистой дороге, то есть одного только продольного сцепления недостаточно для того, чтобы получить хороший результат в этой дисциплине. Лучшими становятся Continental – у них очень гармоничное поведение, отличное сцепление, и на них нет нужды сбавлять скорость. Вторую строчку поделили между собой Hankook и Nokian, которые обе порадовали очень сбалансированным поведением. Hankook немного более скоростные, но в поворотах стоит ожидать поперечного скольжения. Заносы, впрочем, плавные и контролируемые у обеих шин.

У Bridgestone и Dunlop одинаковое время, но разные характеры. Bridgestone скользят на задней оси в поворотах, но это можно легко исправить, нажав на педаль газа. Dunlop ведут себя так же, как Hankook, но требуют чаще контролировать направление движения. В противном случае появится недостаточная поворачиваемость.

Michelin уступили лидерам в плане скорости, но они ведут себя очень уверенно и логично. Чтобы стать лучшими им просто не хватает уровня сцепления. Goodyear позволяют очень быстро заезжать на холм благодаря хорошему продольному сцеплению. К сожалению, задние колеса легко могут начать скользить – особенно при торможении в повороте. Pirelli в этом тесте занимают последнее место, и их главное отличие от Goodyear в том, что занос задних колес может начаться более резко.

Заезд на заснеженный холм
(Время прохождения дистанции, с)


Управляемость

Рейтинг составляется с учетом времени круга и субъективных оценок поведения шин в различных ситуациях. В тесте также использовались референтные шины, и кроме этого при помощи специальной техники сохранялся тонкий слой рыхлого снега на укатанном снегу.

В лидеры выходят Continental, Goodyear и Nokian. Если брать в расчет только время круга, номером один будут Pirelli, но они слишком нервно реагируют во время маневрирования. Сцепление теряется резче, а заднюю часть машины может так же резко занести. Во время переставки или прохождения змейки корму приходится контролировать при помощи постоянного подруливания. Continental, как и Pirelli, нервно ведут себя при переставке, а также немного подскакивают, когда нагрузки переносятся с одной стороны автомобиля на другую.

Dunlop требуют от водителя более аккуратно вращать рулем, так как при слишком большом угле поворота эти шины легче остальных переходят к недостаточной поворачиваемости. При прохождение змейки занос задних колес длится больше, чем в случае с Continental, но он начинается более плавно. В других ситуациях Dunlop тоже легко теряют поперечное сцепление, и находят они его медленнее, чем другие шины. Из-за всего этого Dunlop занимают только четвертое место.

Из первой же тройки легче всего ездить оказалось на Nokian. Скольжение начинается очень плавно, а поведение остается нейтральным в любых условиях. Goodyear не получили высоких оценок из-за недостатка сцепления, но эти шины, как и Nokian, хорошо справились с переставкой – сначала они проявляют легкую недостаточную поворачиваемость, но потом она исчезает. Таким образом, в экстренной ситуации шины ведут себя достаточно предсказуемо.

Управляемость на снегу
(Время прохождения дистанции, с; баллы ставились с учетом субъективных оценок)


МОКРЫЙ АСФАЛЬТ


Устойчивость к слашплэнингу

Тест проводился, когда автомобиль двумя колесами ехал по слякоти. Машину жестко ускоряли, пока покрышки не теряли сцепление на снеговой каше. Стоит отметить, что даже лучшие шины очень быстро теряли контакт с дорогой. Continental становятся лучшими, а Goodyear с небольшим преимуществом отрываются от дуэта Bridgestone и Pirelli.

Устойчивость к слашплэнингу
(Скорость потери сцепления, км/ч)


Торможение

Автомобиль останавливали с 80 до 5 км/ч с включенной системой ABS. Самую высокую эффективность торможения продемонстрировали Michelin, а последнее место досталось Bridgestone. Разница между их результатами составила 2,4 метра или чуть меньше 7%.

Торможение на мокрой поверхности
(Тормозной путь с 80 до 5 км/ч, м)


Управляемость

Тест проводился по такой же методике, как на снегу и льду.

Лучшими в плане времени круга снова становятся Pirelli, которым при этом не хватает точности реакций на повороты руля. В зависимости от конфигурации поворота шины могут сначала проявить недостаточную поворачиваемость, а потом, в середине поворота, перейти к избыточной поворачиваемости. Во время переставки задние колеса могут начать скользить без предупреждения, что потенциально может привести к широкому заносу.

Continental также показали хорошее время круга, и для зимних шин у них очень точные реакции на повороты руля. Задние колеса могут время от времени скользить, но все происходит достаточно плавно и предсказуемо.

Michelin поднимают ставки, и хотя у них только пятое время – в плане сцепления они проигрывают лидерам – они очень логично и уверенно ведут себя на мокром асфальте, за что и получают высокие оценки. Впрочем, во время торможения в повороте Michelin демонстрируют более выраженную недостаточную поворачиваемость, чем Nokian. Шины финской компании делают вождение простым почти в любой ситуации, даже несмотря на то, что их информативность и реакции не самые лучшие среди протестированных шин. Как бы то ни было, для зимних шин у них вполне достойные характеристики на мокром покрытии.

Dunlop быстро проходят круг, но их склонность к скольжению и переходу от недостаточной поворачиваемости к избыточной ухудшают их рейтинг. Goodyear пришли к финишу всего на 0,1 секунды позже Dunlop, но их поведение более предсказуемое, и они лишь немного склонны к недостаточной поворачиваемости. Избыточная поворачиваемость, бывшая проблемой на снегу и льду, на мокром асфальте пропала.

Последние места достаются Bridgestone и Hankook. В повороте обе шины сначала демонстрируют недостаточную поворачиваемость, но Bridgestone после этого отправляет в широкий занос задние колеса, а Hankook упорно продолжают сносить переднюю ось в различных ситуациях.

Управляемость на мокрой поверхности
(Время прохождения дистанции, с; баллы ставились с учетом субъективных оценок)


СУХОЙ АСФАЛЬТ


Торможение

Тест проводился по такой же методике, как на мокром асфальте. Michelin существенно обгоняют всех конкурентов, и их результат на 3% лучше, чем у Dunlop и Nokian, поделивших второе место. При остановке с 80 км/ч разница составляет порядка 1 метра. Последнюю строчку заняли Pirelli, чей показатель на 7% хуже, чем у Michelin.

Торможение на сухой поверхности
(Тормозной путь с 80 до 5 км/ч, м)


Шум

Рейтинг составлялся с учетом уровня шума в центре салона, а также субъективных оценок пилотов. Самыми бесшумными на слух оказались Hankook, Michelin и Nokian. Continental издают высокий свист, и звук от касания шипов и асфальта также хорошо слышим на любой скорости. Самыми шумными и по показаниям оборудованиям, и по субъективному мнению экспертов стали Bridgestone.

Уровень шума
Слева: Уровень шума на различных скоростях, дБ(А)
Справа: Баллы с учетом субъективных оценок


Управляемость

На сухом асфальте эксперты ограничились своими субъективными мнениями.

Быстрее и точнее всего на повороты руля реагируют Continental, Dunlop и Michelin. Hankook, Nokian и Pirelli занимают место в середине списка, причем стоит отметить, что реакции Pirelli и Bridgestone более расплывчатые, чем у остальных.

Во время переставки и прохождения змейки Continental и Nokian ведут себя очень похоже. Поведение обеих шин достаточно спокойное и уверенное, хотя Continental все же могут резко потерять сцепление, а в конце перейти к избыточной поворачиваемости. Dunlop ведут себя примерно так же, как и эти две шины – они начинают скользить более плавно, чем Continental, но не так последовательно, как Nokian. Hankook склонны к недостаточной поворачиваемости в любой ситуации, хотя они теряют сцепление достаточно медленно. В принципе Hankook обладают вполне предсказуемым поведением, просто надо к ним немного привыкнуть.

Bridgestone, Goodyear, Michelin и Pirelli все оказались склонны к избыточной поворачиваемости – во время резкой переставки начинают скользить задние колеса. Goodyear теряют сцепление более плавно, чем остальные, но их занос может длиться очень долго. Bridgestone срываются резко, а Michelin и Pirelli при прохождении змейки требуют контрсмещения.


Выступание шипов

Измеренные значения выступания шипов во время тестов, мм


ПРОТЕСТИРОВАННЫЕ ШИНЫ:

Nokian Hakkapeliitta 8

Goodyear UltraGrip Ice Arctic

Continental ContiIceContact

Michelin X-Ice North 3

Pirelli Ice Zero

Dunlop Ice Touch

Bridgestone Blizzak Spike-01

Hankook Winter i*Pike RS W419

Источник