respor 19.12.2017

Шведский автопром уже давно не совсем шведский – Volvo и Saab выкуплены китайскими инвесторами, а последний и подавно балансирует на грани жизни и смерти не первый год. Тем не менее славной истории у них не отобрать, и всем любителям автомобилей страны викингов хоть раз в жизни необходимо побывать в музеях этих марок. Благо расположены они совсем рядом друг с другом.

Музей Volvo

Что посмотреть?

Масштаб экспозиции можно представить себе, если вы взглянете на план, который мы поместили ниже. Вся история бренда Volvo, начиная с 20-х годов и заканчивая самыми последними моделями, – тут и знакомые нам по 90-м годам «чемоданы», и совершено не известные в России ранние модели, и концепт-кары, и любопытные арт-объекты вроде XC90, собранного в натуральную величину из кубиков Lego.

Интересно, что хотя сам по себе производитель Volvo Cars давно не входит в Volvo Group, здесь собрано все «семейство». В соседних от автомобилей залах стоят и грузовики Volvo Trucks, и автобусы Volvo Bus… Есть даже экспозиции авиационных и судовых моторов, притом что «самолетное» подразделение уже несколько лет как выкуплено концерном GKN и переименовано из Volvo Aero в GKN Aerospace Engine Systems. Довольно обширное пространство (может, даже слишком) посвящено Volvo Ocean Race – гонке на яхтах, которую спонсирует Volvo.

1 / 6

2 / 6

3 / 6

4 / 6

5 / 6

6 / 6

Периодически в музее проходят специальные мероприятия. Например, в ноябре в период школьных каникул там построили трассу для маленьких педальных Volvo, чтобы дети учились ездить по правилам. Правда, новости о грядущих событиях представлены исключительно на шведском, хотя никто не мешает воспользоваться Google Translate. Качество перевода на русский хромает, но общую суть понять можно.

1 / 3

2 / 3

3 / 3

Традиционно при музее имеется кафе и сувенирный магазин с машинками, плакатами, книгами и прочей атрибутикой.

1 / 6

2 / 6

3 / 6

4 / 6

5 / 6

6 / 6

Сколько стоит?

Цены, как вы можете догадаться, в шведских кронах, ибо Швеция не входит в зону евро. Для удобства я перевожу цены в евро и рубли, но рублевый вариант актуален на начало декабря 2015 года. Интересно, что прайс очень сильно дифференцирован, и категорий визитеров у шведов значительно больше, чем просто взрослые и дети. Итак:

  • Взрослый билет – 100 крон, примерно 11 евро или 840 рублей;
  • Молодежь от 16 до 19 лет – 50 крон;
  • Дети от 6 до 15 лет – 25 крон;
  • Семейный билет «на всех» – 200 крон;
  • Люди старше 65 лет и студенты с удостоверением – 80 крон;
  • Организованные группы более 20 человек – 75 крон с человека;
  • Организованные школьные группы – 20 крон с человека.

Когда работает?

Надо сказать, что расписание музея не менее замысловато, чем его прайс-лист.

Вторник – четверг с 10 утра до 5 вечера

Суббота – воскресенье с 11 утра до 4 дня

По понедельникам музей открыт так же, как и по другим будним дням, но только в загруженный летний период – с 1 мая до 30 сентября.

Шведы любят подчеркнуть, что время закрытия – это момент, когда всех посетителей тактично, но настойчиво попросят на выход. Приезжать они рекомендуют хотя бы за 45 минут, а еще лучше – за час до закрытия, чтобы не бегать по экспозиции впопыхах.

Совершенно особое расписание у музея Volvo в рождественско-новогодние праздники. Смотрите не запутайтесь!

21-22 декабря – с 10 утра до 4 дня

23-26 декабря – музей закрыт

27 декабря он открывается на короткий рабочий день с 11 до 4

28 декабря – снова закрыт

29-30 декабря работает по обычному «буднему» графику с 10 до 5

31 декабря – 1 января – закрыт (а еще говорят, будто бы европейцы не отмечают Новый год!)

2-3 января график «выходной» – с 11 до 4

4 января тут снова закрыто

5-6 января опять по графику выходного дня с 11 до 4

Наверное, если вы наметили себе поездку в Швецию на грядущие новогодние каникулы, то стоит либо записать это хитрое расписание, либо просто сохранить эту страницу в закладки и обратиться к ней в минуты сомнений. А они точно возникнут, потому что запомнить это решительно невозможно!

Музей Saab

Хотя модельный ряд Saab никогда не был столь разнообразен, как у Volvo, экспозицию в Тролльхеттане сложно назвать скромной. Серийно выпускавшиеся Саабы, от ранней модели 92 до последнего 9-5, разбавлены огромным количеством специальных версий, а также концептов. В том числе здесь нашел свое последнее пристанище амбициозный концепт Aero-X, взорвавший в 2006 году Женевский автосалон. Вся линейка легких и воздушных шведских спорткаров Saab Sonett тоже здесь.

1 / 2

2 / 2

Интересный факт: музей расположен в историческом кирпичном здании, где некогда работала компания Nydqvist & Holm AB, одна из первых фабрик в Тролльхеттане, занимавшаяся производством турбин, а затем – паровозов. Разумеется, сувенирный магазин со всевозможными мелочами тут также присутствует.

1 / 8

2 / 8

3 / 8

4 / 8

5 / 8

6 / 8

7 / 8

8 / 8

Сколько стоит?

  • Взрослый билет – 90 крон или примерно 750 рублей
  • Дети и молодежь с 4 до 19 лет – 50 крон
  • Дети до 4 лет – бесплатно
  • Пожилые люди – 75 крон (возраст, что интересно, не уточнен)
  • Семейный билет на двоих взрослых и несколько детей – 250 крон
  • Семейный билет на одного взрослого и несколько детей – 160 крон
  • Групповые билеты рассчитываются индивидуально

Когда работает?

К счастью, расписание саабовского музея значительно проще, чем у музея Volvo. Во все дни, кроме понедельника, музей открыт с 11 до 4, а праздничные дни, когда он закрыт вообще, – это 22–26 и 31 декабря, 1 января, а также 24–25 июня.

Как добраться?

Дорога до провинции Вестергётланд, где расположены Гетеборг и Тролльхеттан, – это уже само по себе приключение. Для начала нужно, конечно, выбраться за пределы Российской Федерации, и сделать это проще всего через Санкт-Петербург и трассу «Скандинавия». Дальше у вас на выбор три пограничных перехода – Торфяновка, Брусничное и Светогорск. Поскольку мы с вами направляемся в Швецию, то по умолчанию выбираем самый западный – Торфяновку. Впрочем, если там слишком длинная очередь, то стоит прикинуть, нет ли смысла сделать крюк и поехать через другие переходы. К счастью, есть сразу несколько сервисов для мониторинга – просто вбейте в Яндекс/Google «мониторинг финской границы» и найдете искомое. Уже на территории Финляндии продолжаем движение до Хельсинки по трассе E18, или, по-местному, №7. На всякий случай уточним, что трасса бесплатная. Из Хельсинки в Стокгольм ходят паромы Viking Line, где можно перевезти и свой автомобиль.

Оказавшись в Швеции, не стремитесь сразу в музей. Учтите, что дорога из Стокгольма в Гетеборг занимает 4-5 часов. Учитывая, что паром прибывает в 10 утра, а музей закрывается как раз в 4-5 вечера, предстоит переночевать либо в Стокгольме, либо в Гетеборге и уже с утра, на свежую голову, отправляться знакомиться с историей автомобилестроения.

А вот что касается Тролльхеттана, то он к Гетеборгу совсем близко – менее чем в часе спокойной езды на север. Поэтому, кстати, я и объединил эти два шведских must see в одну статью. Настоящий любитель автоистории обязательно посетит оба музея. Правда, уложить два визита в один день вряд ли удастся без потери «качества», ибо на каждую экспозицию уйдет минимум часа 2-3.

Платные дороги в Швеции

Именно в двух крупнейших городах страны, Стокгольме и Гетеборге, за перемещение по центральным районам и некоторым дорогам нужно платить. Система оплаты дифференцирована еще сильнее, чем расписание и прайс-лист музея, поэтому позвольте не описывать ее тут целиком. Сейчас цены варьируются от 9 до 22 крон, с 1 января 2016 года планируется повышение – вилка будет уже от 11 до 30 крон. Цены, в общем, не такие уж высокие. Но нужно учесть, что никаких пунктов пропуска с тетеньками в окошках у шведов нет – везде все автоматизированно – за потоком следят камеры. К счастью, система оплаты очень удобна. Заходите на сайт, создаете там аккаунт и привязываете свою карту к нему. Все – деньги будут списываться автоматически.

Где жить?

Конкретных рекомендаций не будет, но цены на жилье в Швеции даже при нынешнем курсе рубля не покажутся страшными. В Гетеборге можно найти номер на двоих от 3 500 рублей за ночь, в Тролльхеттане – чуть дороже из-за того, что меньше выбор. В Стокгольме тоже немного дороже, но уже из-за столичного статуса. И не забывайте про сервис Airbnb, где можно найти недорогое жилье в частном секторе. Правда, там нужно быть готовым к не всегда стабильному сервису и внезапным отменам бронирования без лишних объяснений причин.

Стоимость бензина в Швеции

Топливо здесь дорогое – дороже, чем в Германии и Франции, хотя и ненамного. Средняя цена литра местного аналога АИ-95 колеблется в районе 13 крон или 1,4 евро. В рублях – почти 100. Впрочем, наличие личного автомобиля позволяет вам сэкономить на жилье в центре города (можно жить даже за городом без потери комфорта), а также – строить маршрут вне зависимости от расписания транспорта.

<a href=»http://polldaddy.com/poll/9238124/»>Хотели бы съездить в музеи Вольво и Сааба?</a>

Источник