А при том, что Демид Александрович уже три с половиной года руководит стадионом имени Кирова, на территории которого расположена трасса «Невское Кольцо». Сейчас весь комплекс ждет решения властей города: быть или не быть? Переродиться или кануть в небытие? Решение вот-вот будет принято.
Демид Александрович Момот – легендарная личность в мире боевых искусств – в 1978 году стал одним из основателей первой федерации каратэ. Руководитель и старший тренер сборной команды по каратэ на международных турнирах, Мастер спорта СССР, кандидат психологических наук. Казалось бы, причем здесь автоспорт? А при том, что Демид Александрович уже три с половиной года руководит стадионом имени Кирова, на территории которого расположена трасса «Невское Кольцо». Сейчас весь комплекс ждет решения властей города: быть или не быть? Переродиться или кануть в небытие? Решение вот-вот будет принято.
«Колеса»: Что ожидает в ближайшее время весь комплекс стадиона им. Кирова и какое место в проекте реконструкции отводится трассе «Невское Кольцо»?
Д.М.: Думаю, вопрос о будущем стадиона может быть принципиально решен в ближайшие месяцы. Но, естественно, нам, работающим на стадионе Кирова, небезразлично, что с ним будет. Сегодня мне представляется, что вся западная часть Крестовского острова должна быть территорией спорта и отдыха. И наиболее важными видятся два направления: футбол и автомотоспорт.
«Колеса»: То есть конкурс еще не завершен? Готового проекта на сегодняшний день нет?
Д.М.: Мы проводили не конкурс проектов, а конкурс идей. Они были разными – вплоть до сноса стадиона и постройки нового в другом месте. Но я уверен, что стадион нужно сохранить – ведь это место отдыха многих поколений горожан. Нужно создавать и конструировать, а не разрушать.
«Колеса»: Сколько времени потребует реконструкция?
Д.М.: Стадион – это, конечно, не жилой дом. Так что не год и не полтора. Необходимо выстроить поэтапный план реконструкции. Реконструкция – это небыстрый процесс, он может потребовать три-четыре, а может, и все пять лет. Есть очень интересные идеи. Например, одна из мастерских предложила сделать трассу на «втором уровне» – то есть на том месте, где она проходит сейчас, устроить парковочные места – это очень важно для современного стадиона, а на втором ярусе – над парковкой – непосредственно гоночную трассу. Земля стоит больших денег, и мы должны использовать ее рационально, в частности решить проблему сезонности – ведь объект эксплуатируется только пять месяцев в году.
«Колеса»: Но ведь трасса может работать и в режиме почти круглогодичной эксплуатации. Есть ли видение того, как можно использовать уже реконструированный автодром?
Д.М.: Два года назад я был в Испании, где посетил несколько трасс, в том числе и автодром в Барселоне, где принимают «Формулу-1». Не могу сказать, что он перегружен, а ведь это громадный объект со стационарными трибунами. И потом, это Испания, где десять месяцев в году тепло. Пока мне не очень понятно, что может представлять собой работа трассы «Невское Кольцо» в зимний период. Мы два года назад пытались провести зимние автомобильные гонки, даже ездили во Францию, в Шамони, – смотрели один из этапов зимних гонок (имеется в виду кольцевая ледовая гонка Шамони-Монблан – Н.С.). Там даже не трасса – это максимум треть «Невского Кольца». Но с нашей погодой трудно планировать – снега может и не быть.
«Колеса»: На многих автодромах существуют так называемые открытые дни, когда на трассу допускаются автолюбители. Планируете ли Вы нечто подобное?
Д.М.: Такие варианты нужно просчитывать. Во-первых, допуск на трассу не может стоить дешево, ведь в нее вложены огромные суммы. А во-вторых, трасса обслуживается большим числом сотрудников: медперсоналом, пожарными и так далее. Если все это включить в плату, то, мне кажется, не так уж много найдется желающих, если это не увлеченные любители. Но увлеченные люди и так могут прийти на «Невское Кольцо». Здесь регулярно проводятся тренировки по авто- и мотоспорту. И должен вам сказать, у нас практически нет свободных дней. И вообще, традиционно в погожий день с 18 часов сотни, а то и тысячи людей могут свободно кататься по полотну автодрома на велосипедах, на роликах – ведь у нас лучший в городе асфальт. И мы видим свою задачу в том, чтобы сделать трассу максимально доступной для людей.
«Колеса»: Большинство современных автодромов имеют развитую систему информирования зрителей о происходящем на трассе: табло, плазменные панели. Планируется ли создать нечто подобное?
Д.М.: Экраны на трассе очень оживили бы происходящее. А если еще и на такие же экраны в городе транслировать… Комментарий, экраны – если все это использовать в сочетании, то будет зрелище. Ведь большинство болельщиков ждут от автоспорта двух вещей: обгонов и аварий – то есть именно зрелищных моментов. И поэтому с энтузиазмом смотрят гонки в дождь.
Я понимаю, что нужно устраивать зрелище. С другой стороны, у администрации стадиона другие задачи. Нам необходимо решать конкретные проблемы – с зонами безопасности например. Тогда мы смогли бы принимать международные соревнования. А если, удлинив трассу, мы проведем ее через главную аллею парка, будет реально два-три раза в год устраивать международные гонки, за которыми можно будет следить прямо из-за столика в ресторане – как в Монако.
«Колеса»: Но ведь для того чтобы принимать гонки серьезного уровня, требуется соответствующая сертификация FIA…
Д.М.: Мы обсуждали этот вопрос в неформальном общении с ведущими специалистами, но сама процедура решения требует определенных расходов на приглашение делегации, которая даст заключение и рекомендации: что сделать для присвоения определенной категории. Но, откровенно говоря, автоспорт сегодня у нас еще не стал бизнесом. Опять же, должно быть принципиальное решение о развитии всего комплекса – иначе не имеет смысла вкладывать деньги.
«Колеса»: Не опасаетесь ли Вы конкуренции со стороны москвичей? Ведь там сейчас существует несколько проектов строительства стационарных автодромов.
Д.М.: Что значит опасаюсь? Конечно, нет. А с точки зрения развития автоспорта это даст только преимущества. Если будет специализированная трасса, автоспорт будет развиваться, а он не может развиваться в одном городе. С другой стороны, в столице, конечно, легче найти рекламодателей, потенциальных спонсоров команд, которым интересно, чтобы машины с их логотипами выступали в Москве. Но я все-таки надеюсь, что и питерский бизнес обратит наконец внимание на автоспорт.