
В Москве, в Российской академии государственной службы при Президенте РФ, прошла 12-я выставка-конференция «Автомобильная и прицепная техника для международных перевозок АСМАП-2004». На этот раз она была приурочена не только к годовому общему собранию автоперевозчиков, но и к 30-летию самой организации.
В Москве, в Российской академии государственной службы при Президенте РФ, прошла 12-я выставка-конференция «Автомобильная и прицепная техника для международных перевозок АСМАП-2004». На этот раз она была приурочена не только к годовому общему собранию автоперевозчиков, но и к 30-летию самой организации. |
В этом году участие в работе форума приняли 47 компаний из 10 стран мира. Самой представительной была, разумеется, Россия – 27 экспонентов. На втором месте Германия – 9 участников. По два представителя было от Швеции, Италии, Франции; по одному – от Великобритании, Латвии, Нидерландов, Финляндии и США. Несмотря на такой официоз, здесь все друг друга хорошо знают много лет. Наш автомобильный бомонд присматривается к импортной технике, а иностранцы стараются показать товар лицом и подписать новые контракты. Благородное стремление друг к другу на этот раз оказалось прервано торжествами по случаю открытия выставки и 30-летия АСМАП. Обычно такие вечеринки по приглашениям проходят под занавес форума, а в этот раз организаторы устроили прием на второй день. Закономерно, что на третий день зал заседаний заметно поредел, сверкая незанятыми местами, как лысина при отсутствии волос на голове. А те, кто сумел преодолеть себя и все-таки пришел на очередную конференцию, отважно боролись с желанием сдаться в плен Морфею. Сетовали бизнесмены и на слабое внимание со стороны прессы – большинство транспортных журналистов предпочло посетить «Комтранс» на Ходынке. К счастью, противостояние организаторов, проводящих одновременно два форума, окончено: со следующего года выставки будут проходить в разное время. Между тем на повестке дня профессиональных дальнобойщиков стоял ряд важнейших вопросов для обсуждения, о чем сказал на открытии конференции президент АСМАП Юрий Сергеевич Сухин. В настоящее врем услугами АСМАП пользуются более 2.5 тыс. российских |
транспортных компаний различных форм собственности, использующих на международных перевозках более 20 тыс. автомобилей. Работой в этой сфере обеспечены 125 тыс. российских граждан. Неспроста интерес к докладу «Роль международных автоперевозок в экономике России» был неподдельным. В нем, в частности, отмечалось, что объем перевозок грузов автомобильным транспортом между Россией и зарубежными странами по сравнению с 1990 годом (перед развалом СССР) увеличился в 10 раз и достиг в 2003 году 2.9 млн тонн. Сегодня автомобильный транспорт обеспечивает почти 26% внешнеторгового оборота страны. В прошлом году российскими автоперевозчиками было доставлено товаров на сумму 13 млрд долларов США. При этом на долю отечественных перевозчиков приходится лишь 36% рынка. Эксперты полагают, что в ближайшие годы емкость рынка международных автоперевозок России достигнет 5 млрд долларов в год. Наши транспортники могли бы освоить до 60% рынка и приносить в бюджет государства примерно 800 млн долларов. К 2010 году Президент России поставил задачу удвоить ВВП страны. Но, как подчеркнул Юрий Сухин, экономический рост без развития автомобильного транспорта невозможен. Ведь за его счет происходит существенное пополнение казны: в 2003 году – 14.66 млрд рублей, что на 1.15 млрд рублей больше, чем в 2002 году. Докладчик затронул и несовершенство нормативно-правовой базы отрасли, из-за чего российские автоперевозчики проигрывают в конкурентной борьбе со своими коллегами из третьих стран. Пресловутый вопрос о применении нулевой ставки налога на добавленную стоимость в отношении организаций, оказывающих услуги по транспортировке экспортируемых и импортируемых товаров, так и не решен. А цена вопроса такова. Освобожденные от этого налога иностранные перевозчики могут везти грузы по ставке на 20% ниже российской. Скажем, перевозчики Беларуси уплачивают 20% НДС с суммы фрахта за вычетом затрат. В результате в сопоставимых условиях одного кругорейса, например, Германия – Россия – Германия, мы платим $352, а белорусы – только $8! О какой конкуренции может идти речь?! Еще одна глобальная проблема – простои на границе. Ежегодные потери российских перевозчиков оцениваются в 100 млн долларов США на федеральном уровне и до $30 млн на местах. В последнее время участились случаи отказов в выдаче виз водителям-международникам, а ведь для большинства транспортных фирм это вопрос жизни и смерти. Примером несовершенства отечественной нормативно-правовой базы можно считать ситуацию с дорожными сборами. В ряде стран введены дорожные и иные сборы, удорожающие стоимость доставки грузов. Вместо того чтобы оперативно отреагировать на это и защитить экономические интересы страны, правительство заморозило на пять лет принятие решения по введению ответных мер на территории России. Даже друзья-белорусы не стесняются брать деньги с «родственников» по Союзному государству. В итоге только при транзите по территории Республики Беларусь российские перевозчики ежегодно выплачивают более 6.5 млн долларов. В заключение выступающий подчеркнул, что эти и многие другие проблемы требуют не обсуждения, а безотлагательного решения. Вслед за президентом АСМАП слово взяли некоторые высокопоставленные чиновники. Так, заместитель начальника Главного управления организации таможенного контроля ГТК России Виктор Дьяченко затронул актуальные проблемы таможенного оформления при выполнении международных перевозок автомобильным транспортом. Зам. руководителя департамента консульской службы МИД РФ Лев Паузин остановился на визовом обеспечении российских международных автоперевозчиков. Шеф департамента Российской транспортной инспекции Анатолий Воронин говорил о транспортном контроле на территории нашей страны. А зам. босса департамента нормативно-правовой деятельности АСМАП Александр Жигулин доложил о мерах по устранению барьеров в сфере международных автоперевозок и правовой защите перевозчиков. На повестке дня транспортников оказались и другие злободневные темы. Например, заместитель руководителя департамента информационных систем технической политики и услуг АСМАП Владимир Азаров осветил практику реализации печально известного Постановления Правительства РФ № 147 и раскрыл схемы приобретения нового подвижного состава. Ведущий специалист того же департамента Александр Пилипович рассказал о повышении эффективности управления международными перевозками посредством применения спутниковых систем мониторинга. Гендиректор «АСМАП-Логистик» Владимир Каякин обратил внимание собравшихся на прогрессивные технологии доставки грузов в международном сообщении автомобильным транспортом. Лариса Пятайкина, возглавляющая аудиторско-консультационную фирму «Аудит-Стандарт», коснулась управленческого учета. Наконец, представительница Российского союза туриндустрии Ольга Санаева заострила внимание коллег на развитии автобусного туризма и сотрудничестве между российскими туроператорами и автоперевозчиками. В кулуарах форума автоперевозчики говорили о необходимости разработки и принятия программы государственной поддержки российских международных перевозчиков. И если этого не случится, растущая иностранная интервенция оставит их за бортом европейских и мировых экономических отношений. Под вопросом будет удвоение ВВП, а вся транспортная стратегия страны окажется просто говорильней. Хотите вы развития такого сценария? Нет? И перевозчики не хотят. А прошедший форум как раз и отразил их желание в очередной раз быть услышанными. |