respor 03.05.2017

На заседании «Татнефтехиминвест-холдинга» обсудили производство КЗСК на грани остановки и каучук из одуванчиков

На сенсационное, хотя и ожидавшееся с некоторых пор, решение судьбы ОАО «Казанский завод синтетического каучука» (КЗСК) прозрачно намекнул на заседании совета директоров «Татнефтехиминвест-холдинга» (ТНХИХ) президент Татарстана Рустам Минниханов. Выслушав информацию генерального директора ТНХИХ Рафината Яруллина о том, что КЗСК сократил производство более чем наполовину, глава республики, обращаясь к руководству завода, задумчиво произнес: «Понятно, что у вас связано с банком [чуть ранее гендиректор КЗСК Алексей Контуров сообщил, что были проблемы с оборотными средствами]… Надо как-то найти формы работы, чтобы предприятие продолжало работать. Понятно, что имущественный комплекс кому-то [будет передан], но это второй вопрос. Главное, чтобы завод не остановили. Будущий собственник должен быть заинтересован… Нефтехимические предприятия останавливать нельзя — потом запускать их очень сложно. Альберт [Альберт Каримов — вице-премьер РТ — министр промышленности и торговли РТ], Песошину [Алексей Песошин — премьер-министр РТ] говорил, с Сорокиным [Валерий Сорокин — гендиректор АО „Связьинвестнефтехим“] тоже встречались: на время неопределенности — найти форму, чтобы предприятие работало». «Есть», — по-военному отреагировал г-н Каримов.

Таким образом, возможно, сейчас начинается одна из главных частей драмы вокруг Спурт Банка. Напомним, 30% уставного капитала КЗСК принадлежат председателю правления банка Евгении Даутовой (это самый крупный пакет, остальное принадлежит группе татарстанских бизнесменов). С начала марта банк испытывает колоссальный отток средств вкладчиков — причиной, по версии самого банка, стала информационная атака в соцсетях, поддержанная некоторыми СМИ. Распродав активы и раздав только за март свыше 5 миллиардов рублей, банк 21 апреля остановил все операции по счетам клиентов, частично сворачивается филиальная сеть. Если так пойдет и дальше, Центробанк может ввести в Спурте мораторий на движение средств, а также отозвать лицензию. По данным «БИЗНЕС Online», г-жа Даутова срочно ищет порядка 2 миллиардов рублей. Предположительно, помочь может готовящаяся сделка с «Ростехом» по продаже промышленных активов г-жи Даутовой, в первую очередь недостроенного «КЗСК-Силикона». Есть информация, что доля предпринимательницы в нем оценена примерно в 1,5 миллиарда рублей. Не исключалось, что дело в той или иной форме дойдет и до действующего КЗСК, который оценивается в 6 миллиардов рублей. КЗСК владеет 51,05% акций «КЗСК-Силикон» (остальное — у Росимущества). Источники «БИЗНЕС Online» сообщали, что г-жа Даутова готова заложить для привлечения спасительного кредита свою долю в КЗСК. По всей видимости, вопрос так или иначе решился, иначе бы г-н Минниханов не говорил о будущем собственнике.

Впрочем, не КЗСК единым жив нефтегазохимический (НГХК) сектор республики. Как рассказал г-н Яруллин, по итогам первого квартала 2017 года предприятиями НГХК Татарстана отгружено продукции на 304 миллиарда рублей, производство резиновых и пластмассовых изделий выросло на 7,1%, химических продуктов — на 6,7%, добыча нефти поднялась на 3,1%. Базовые предприятия увеличили производство продукции на 2,2%, выручку — на 25%, основной прирост обеспечили компании нефтедобычи и нефтепереработки. Отчисления в республиканский и местные бюджеты выросли на треть и превысили 14,5 миллиарда рублей. Однако при этом выпуск нефтепродуктов упал на 7,3%. Объемы переработки нефти и газового конденсата уменьшились, сократился выпуск автомобильного бензина и дизельного топлива. Впрочем, рост цен на нефтепродукты позволил предприятиям увеличить выручку после прошлогоднего снижения и тем самым компенсировать сокращение выпуска.

«Нижнекамскнефтехим» увеличил производство продукции на 5,3%. Выпуск каучуков вырос на 8%. На мировом и российском рынках выросли цены на синтетический каучук, чему способствовал дефицит натурального каучука и политика Китая по стимулированию спроса на автомобили. Это позволило НКНХ увеличить выручку на 4%. «В мире сохраняется интерес к технологиям получения каучуков из натурального сырья. Некоторые производители планируют инвестировать 35 миллионов евро в изучение процесса получения каучука из одуванчиков», — отметил г-н Яруллин, не уточнив при этом, планируется ли внедрять подобные технологии в Татарстане.
КЗСК, как уже было сказано, сократил производство более чем наполовину. «Высокая цена на бутадиен стала причиной низкой загрузки мощностей, — сообщил г-н Яруллин. — По итогам первого квартала цифры очень плохие — 47%. Ухудшились показатели работы Дзержинской площадки — снизилась выручка и численность работников».

Шинный комплекс «Татнефти» выпустил порядка 2,8 миллиона шин. Рост отмечен по всем видам шин. Выручка увеличилась на 28%, в том числе от продаж в Татарстане — более чем в два раза.

«Сохраняется отставание татарстанских компаний от российских и мировых лидеров по уровню зарплаты и производительности труда», — констатировал под занавес доклада г-н Яруллин. Одна из ключевых проблем — в необходимости технического перевооружения производства. Среди предприятий НГХК РТ высокая степень износа отмечена в нефтедобыче — 62%, производстве резиновых и пластмассовых изделий — 45%, в химическом секторе показатель улучшился — 38%. Для сравнения, в США и Западной Европе износ основных средств производства составляет не более 20%.

«БИЗНЕС Online». Тимур Латыпов

Источник