
Омское шинное предприятие обвиняло своих миноритарных акционеров в шантаже и рейдерских атаках, а в ответ получало упреки в выводе средств и занижении прибыли, но в итоге «Омскшина» со своими акционерами неожиданно примирилась
Корпоративная война «Омскшины» закончилась так же внезапно, как и разгорелась в 2016 году. К этому противостоянию юристов и акционеров привлекали областную прокуратуру, СМИ, Управление МВД и даже омских коммунистов, которые писали депутатские запросы. Но в итоге многочисленные судебные процессы с миноритарными акционерами, которые судились с «Омскшиной» и холдингом «Кордиант» (в него входит омский завод) закончились отзывами всех исков. Как выяснилось, стороны пришли к мировым соглашениям.
«Менеджмент компании «Кордиант» наконец-то пошел на переговоры с нашими клиентами — миноритарными акционерами завода «Омскшина», — рассказали в юридической компании «Мириад Рус». — Естественно, мы сожалеем, что не смогли полностью реализовать наш профессиональный потенциал и довести дело до конца правовыми способами. Однако не можем не признать то позитивное влияние, которое окажет один лишь факт инициации переговорного процесса на деловой и корпоративный климат в Омской области и всей Сибири».
В компании «Мириад Рус» добавили, что на данный момент не могут раскрыть подробности переговорного процесса, однако подчеркнули, что их клиенты выступают с позицией, выгодной не только для себя, но и для всех миноритарных акционеров.
«Уверены, спор между компанией «Кордиант» и миноритариями «Омскшины» будет урегулирован на основе российского законодательства и здравого смысла. Это позволит восстановить пошатнувшуюся репутацию «Кордианта», а также повысить инвестиционную привлекательность «Омскшины», — считают в юридической компании.
Напомним, что столичные юристы, представляющие интересы миноритарных акционеров, развернули войну против «Омскшины» и «Кордианта» сразу по нескольким фронтам. На конец первого квартала 2016 года в числе акционеров «Омскшины» насчитывалось 2 933 физлица, в основном — это бывшие работники, отдавшие заводу по 20 лет и больше. Но оказались среди миноритариев и юрлица, например компания «Дейджур ЛТД» (Dayjur Ltd.), которая с 2012 года сосредоточила у себя 4,95% акций «Омскшины». Эта фирма зарегистрирована на Кипре.
«Кордиант» в общей сложности контролирует 85,34% акций омского завода, одновременно являясь почти единственным (в 2015 года — 99,96%) поставщиком сырья и материалов для него и единственной (100%) организацией, которая реализует продукцию «Омскшины».
В 2016 году «Дейджур ЛТД» потребовала признать недействительным поручительство «Омскшины» по кредиту, который банк «Россия» выдал АО «Кордиант» на сумму 2 миллиарда рублей. «Зачем «Омскшина» выдает безвозмездные поручительства по кредитам «Кордианта» на сумму, превышающую чистые активы предприятия?», — спрашивали тогда миноритарии. Но этот процесс в первой инстанции арбитража кипрский оффшор проиграл.
В другом деле «Дейджур ЛТД» требовала признать недействительным решения совета директоров «Омскшины», который в 2015 году одобрил сделку по продаже ЗАО «Кордиант-Восток» корпуса завода и различных помещений по ул. Будеркина, 2 по заниженной стоимости в 10,8 миллиона рублей. По расчетам истца, реальная рыночная цена сделки составляла 48,3 миллиона рублей.
Кроме того, акционер с острова Кипр требовал признать недействительным решение совета директоров от 2016 года по определению выкупной цены акций «Омскшины». В компании решили увеличить уставный капитал в 3,5 раза и выпустить дополнительные акции на 1,2 миллиарда рублей по закрытой подписке среди АО «Кордиант», ПАО «Ярославский шинный завод» и ООО «Сибирь-Инвест». Все они связаны с «Кордиантом». Но тогда доля «Дейджур ЛТД» в ПАО «Омскшина» размывалась бы до 0,85% и миноритарий лишился бы ряда своих прав, а его акции должны были бы выкупаться в принудительном порядке. Это особенно возмутило юристов.
По мнению представителей завода, рыночная стоимость акции «Омскшины» по состоянию на сентябрь 2016 года составляла 470 рублей и соответствует ее справедливой цене на фондовой бирже. По этой стоимости акции и планировалось выкупать у миноритариев. Истец же настаивал, что цена выкупа акции должна составлять не менее 1 258 рублей. В рамках дела оспаривалось решение собрания акционеров о выкупе акций и суд даже назначал дорогостоящую экспертизу рыночной стоимости ценных бумаг. Но в итоге иски, как уже было сказано, были отозваны.
В арбитраже также рассматривался иск о признании недействительными ряда договоров поставки сырья и готовых покрышек между ПАО «Омскшина» и АО «Кордиант» и дополнительных соглашений к ним (за 2005, 2009 и 2014 годы). По версии миноритария, манипуляции с ценами поставки сырья и закупки продукции позволяли занижать выручку и прибыль омского завода, что влечет и занижение цены акции.
В разгар борьбы акционеры «Омскшины» — «Дейджур ЛТД» и представляющее интересы миноритариев ООО «Мириад Рус» — разместили в СМИ заявление о целенаправленном выводе средств и имущества из «Омскшины» главным акционером — АО «Кордиант». По оценкам заявителей, за последние 5 лет «Кордиант» вывел из «Омскшины» почти 5 миллиардов рублей. «Мы собираем доказательства и уверены в успехе, — писали представители оффшорных фирм. — В случае выигрыша судебных процессов мы обязуемся всеми законными способами добиваться того, чтобы между сотрудниками «Омскшины» (за исключением гендиректора и ее замов) было распределено 20% суммы, которую АО «Кордиант» вернет предприятию. В итоге каждый сотрудник «Омскшины» получит около 400 000 рублей. Остальные средства будут направлены на закупку современного оборудования и на выплату дивидендов акционерам».
Тезис о выводе средств появился на основе анализа рентабельности «Омскшины» и головной компании «Кордиант». Завод в Омске работает на процессинге, и рентабельность холдинга, который сосредоточил на себе 95% закупок сырья и сбыта продукции «Омскшины», составляла 10%. «Омскшина» же в 2015 году получила чистый убыток в 76 миллионов рублей. Эти цифры фигурировали в заявлениях юристов в прессе.
По данным миноритария, закупочные цены на продукцию «Омскшины» занижались на 10-15%, и в результате ущерб составил 4,23 миллиарда рублей, а недополученный регионом налог на прибыль — 847 миллионов. Соответствующий запрос от имени ООО «Мириад Рус» и главы коммунистической фракции в Заксобрании Андрея Алехина был подан в прокуратуру области, и та признала, что «некоторые категории продукции ПАО «Омскшина» реализовывались ниже их себестоимости, что может свидетельствовать об отсутствии экономической обоснованности ценовой политики, о занижении налоговой базы по налогу на прибыль и НДС».
«Результат, — писали акционеры в «сообщении для прессы», — Омск и Омская область несут огромную экологическую нагрузку, получая взамен все меньше рабочих мест и на глазах деградирующее производство».
Гендиректор «Омскшины» Лариса Гришина выступала с ответным заявлением о том, что вся эта информация не соответствует действительности, а никакого вывода средств из предприятия не велось.
В «Кордианте» также считали, что миноритарий злоупотреблял своими правами акционера. «„Мириад рус“ атакует „Омскшину“ требованиями о предоставлении огромного количества документов, инициирует бесчисленное количество проверок на предприятии, обосновывая такую деятельность желанием защиты и реализации своих прав как миноритарного акционера, — сообщала пресс-служба „Омскшины“. — Целью запросов со стороны „Мириад рус“ является не намерение акционера полноценно участвовать в жизни компании и управлять ею, а, напротив, создание всевозможных препятствий ведению нормальной текущей хозяйственной деятельности».
«„Мириад Рус“ позиционирует себя как юридическая фирма, работающая в интересах миноритариев. На самом деле они занимаются так называемым рейдом — шантажом. Они к нам обратились с предложением купить у них пакет акций в три раза дороже», — комментировал претензии генеральный директор «Кордианта» Дмитрий Соков.
И вот уже в разгар противостояния текущей весной судебные иски в арбитражном суде отзываются. А вот на каких условиях эти прежде непримиримые противники договорились о завершении корпоративной войны, осталось за кадром.
ИА «ОМСКРЕГИОН». Текст и фото: Алексей Пантелеев