302 финских покупателя шин Nokian намерены потребовать у компании компенсации за обман, связанный с манипуляциями результатами шинных тестов
В начале этого года Nokian призналась, что присылала на независимые тесты специально подготовленные шины, заведомо показывавшие хорошие результаты. После этого разгорелся нешуточный скандал, а юридическая фирма Turre Legal заявила, что готова защитить интересы покупателей, которые посчитают себя обманутыми.
На днях стало известно, что обратившихся набралось уже 302, и все они будут требовать у Nokian вернуть 30% от стоимости купленных шин. Эта сумма была определена по той причине, что, как объяснил адвокат Херкко Хиетанен (Herkko Hietanen), именно в такой пропорции Nokian завышала цены из-за результатов тестов. По его мнению, если бы не манипуляции, шины бы считались принадлежащими не к премиальному, а к среднему классу, так что цена должна быть соответствующей.
Г-н Хиетанен также рассказал, что жалобы всех 302 покупателей были направлены в Nokian порядка месяца назад, но компания согласна рассматривать только по отдельности, что не устраивает юристов, требующих одинакового решения для всех.
Стоит отметить, что если еще в марте г-н Хиетанен говорил о возможных компенсациях в «несколько миллионов», сейчас речь идет о намного более скромной сумме. В общей сложности 302 водителя потратили на шины Nokian порядка 225 000 евро, то есть они требуют вернуть 67 500 евро или по 225 евро на одного человека.
При этом г-н Хиетанен отметил, что поскольку некоторые покупатели потратили на шины несколько тысяч евро, а некоторые несколько сотен, размер индивидуальной компенсации будет отличаться. В среднем покупатели отдавали за шины порядка 2 300 евро.
Если Nokian согласится на выплату, Turre Legal получит 30% от всей компенсации, то фирма получит немногим свыше 20 000 евро.
Адвокат Кай Котиранта (Kai Kotiranta), представляющий интересы Nokian, заявил, что компания работает над рассмотрением жалоб, однако пока что требования Turre Legal все так же считаются необоснованными.
Другими словам, Nokian не согласна с тем, что должна делать “скидку”, поскольку, как заявил г-н Котиранта, «все продукты соответствовали заявленным характеристикам», и «водители точно знали, что они покупают».
На вопрос о том, как покупатели могли знать истинные характеристики шин, если компания мошенничала в тестах, адвокат ответил: «Мы не знаем, в какой степени результаты тестов влияют на решения водителей во время покупки».
По поводу того, следует ли покупателям в таком случае доказать, что при покупке шин они ориентировались на результаты тестов, г-н Котиранта сказал: «Не знаю, имеет ли смысл обсуждать подобные доводы, но самое главное, что все требования должны быть юридически обоснованы. Пока что подобных юридических обоснований мы не видели. Если они появятся, мы, естественно, пересмотрим свою позицию».
По мнению экспертов, поскольку Nokian отказывается давать компенсацию, теперь у Turre Legal и ее клиентов есть три варианта. Первый — это продолжить действовать в том же духе, но сумма компенсации составляет всего несколько сотен евро, и высок риск слишком больших судебных затрат. Второй — подать против Nokian коллективный иск, но в Финляндии сделать это может только омбудсмен, защищающий права потребителей. Третий вариант — обратиться в прокуратуру, которая могла бы начать расследование.
По словам г-на Хиетанена, третий вариант вполне возможен, поскольку Nokian могут обвинить в мошенничестве. Если прокуратура начнет расследование, покупатели потенциально могут получить возмещение ущерба без финансовых рисков, так как если Nokian выиграет, судебные издержки выплатит государство.
Г-н Котиранта не стал давать комментариев по поводу возможности расследования, но отметил, что прокуратура вряд ли начнет его для того, чтобы покупатели получили компенсации.
Представитель финского Национального бюро расследований (NBI) Эркки Росс (Erkki Ross) подтвердил, что просьба о начале расследования была получена, и сейчас ведется сбор информации. По его словам, все данные будут получены в начале июня, после чего NBI примет свое решение. Если начнется расследование, оно может затянуться как минимум до осени, а, возможно, и до следующего года.