respor 11.12.2013

Разработчики Continental и adidas рассказывают о том, как они договорились сотрудничать, и что из этого получилось

У шин и обуви есть одна общая черты – они ответственны за обеспечение надежного контакта с землей. По этой причине было естественно, что шинная компания Continental может помочь производителю спортивной обуви adidas с изготовлением новых кроссовок и обуви для активного отдыха. В этом интервью разработчики обеих компаний рассказывают о том, как этот проект добрался до серийного производства. На вопросы отвечают Фабиан Деттмер (Fabian Dettmer), глава отдела разработок новых резиновых смесей Continental, и Герд Манц (Герд Манц), старший директор по инновациям adidas.


Как началось сотрудничество между adidas и Continental?

Деттмер: Все началось в начале 2007 года, когда мы встретились со своими коллегами из adidas на рабочем совещании. В то время adidas работала над проектом, направленным на усиление сцепления их обуви, и поэтому Герд Манц и его команда искали нового партнера из резинотехнической отрасли. Поэтому мы хорошо для этого подходили.

Манц: Это так. На той встрече мы познакомились со специалистами Continental и поговорили о сходствах между автомобильными шинами и беговой обувью. Тогда у нас родилась идея о сотрудничестве. Мы стали поддерживать связь и начали экспериментировать – сначала с использованием компаунда для мотоциклетных шин, разработанного специально для мокрого покрытия. Но оказалось, что у кроссовок стало столько сцепления, что в них можно было ходить по стенам, то есть его было намного больше, чем требовалось, так как от обуви необходима также так называемая «свобода вращения», предотвращающая травмы.

Деттмер: Мы были уверены, что у нас были необходимые материалы, чтобы помочь adidas. В конце концов, в Continental сцепление означает короткие тормозные дистанции и идеальную управляемость, что делает его одним из главных приоритетов во время разработок материалов для наших шин. Первые образцы, которые мы получили, подтвердили нашу уверенность в том, что мы можем сделать что-то лучше, чем уже имеющиеся подошвы. Разница была очень существенной.


Но зачем разрабатывать с нуля всю модель обуви, когда что-то уже точно было создано до этого?

Манц: Ожидания от продукта постоянно растут, особенно в секторе товаров для активного отдыха. Люди придают все больше значения своему досугу, и все хотят получить от этого времени как можно больше. А в спорте это означает автоматическое поднятие планки в отношении твоих собственных способностей. Люди все меньше согласны на какие-либо компромиссы – даже во время тренировок, не говоря уже о самих соревнованиях. А если говорить об обуви для активного отдыха, то иногда ее качество может быть вопросом жизни и смерти. В беге сцепление, обеспечиваемое кроссовками, влияет на результат, а во время сложного восхождения в горы это вопрос безопасности.

Деттмер: Для нас было очень интересно использовать свой опыт в новой области. И, конечно же, мы получили возможность представить бренд Continental в новом сегменте, где мы могли улучшить его узнаваемость на различных рынках и продемонстрировать свою высокую квалификацию.


Какие главные сложности возникают во время разработок новых кроссовок?

Манц: В первую очередь мы концентрируемся на потребителях. Часто бывает так, что потребители на самом деле не могут сказать точно, что является для них решающим фактором. Поэтому мы анализируем, какие именно характеристики являются этим фактором, что нравится потребителям, а что не нравится. Беговая обувь, естественно, должна быть скоростной, легкой и комфортной. Улучшение этих параметров – очень сложный и постоянно продолжающийся процесс. Существует множество ожиданий, которые мы должны оправдать. Нам необходимо уделить внимание управлению энергией в целом – поддержке, устойчивости, сцеплению… Подошва играет здесь ключевую роль. Во многом как автомобильные шины, подошвы должны справляться с очень высокими нагрузками и нормально функционировать при температурах от минус 20 до плюс 40 градусов и намного выше.


А какие сложности возникли у шинных разработчиков во время работы над этим проектом?

Деттмер: Мы обнаружили, что имеем дело с совершенно другим набором параметров, начиная с того факта, что по контрасту с шинами подошвы кроссовок прикреплены к передку при помощи клея. Помимо этого, чтобы не ограничивать дизайнеров мы должны были избежать потери цвета белой или светлой межподошвы при прямом контакте с резиной. Также в отличие от шин кроссовки для спортивных занятий в помещении не должны оставлять следов на полу. Но дело в том, что все эти понятные требования напрямую влияют на состав используемых материалов, к примеру, на пропорцию черных наполнителей в компаунде. Нам пришлось серьезно потрудиться, чтобы создать стабильный уровень сцепления резиновой подошвы. На шинах обычно ездят по асфальту, бетону и время от времени по бездорожью, но в случае с кроссовками мы говорим о движении по линолеуму, камням, траве, мху и дереву. Поэтому требуется совсем другой набор характеристик.


На каком этапе и как вы используете спортсменов в процессе разработок?

Манц: Сначала мы почти не прибегали к их помощи, но со временем технология совершенствовалась, и после этого мы привлекли к тестам прототипов спортсменов мирового класса. Однажды мы дали бывшему обладателю мирового рекорда в марафоне Хайле Гебреселассие (Haile Gebrselassie) прототипы для того, чтобы он их испытал. Представьте себе наше удивление, когда он решил пробежать в них знаменитый забег в Трире в канун Нового года. Это было в 2009 году, шел дождь, и часть маршрута проходила по булыжной мостовой. Мало того, толпа еще и накидала много конфетти перед бегунами. Поэтому Хайле тут же решил использовать свои тестовые кроссовки с подошвами из материала на основе компаунда для дождевых мотошин. Они выиграл ту гонку с огромным отрывом!

Хайле Гебреселассие празднует победу в Трире


Как вы тестируете кроссовки, и как подошва обеспечивает свое сцепление?

Деттмер: Что интересно, площадь контакта подошвы не намного меньше, чем у автомобильной шины. Чтобы понять, как создается сцепление, необходимо взглянуть на компаунд на макроскопическом уровне. Сколько энергии теряется из-за сцепления – во время процесса передачи усилий? Сколько энергии превращается в тепло в этот момент? В сравнительных тестах мы смогли определить, что с нашими компаундами мы в состоянии увеличить сцепление на 15-30%. Но было также важно понять, как материалы ведут себя на различных этапах процесса, используемого в обувном производстве. В наших ганноверских лабораториях мы учитывали все эти факторы.

Манц: Тесты, которые провела Continental, и те, которые мы сами осуществили в своих лабораториях, дополняют друг друга. Мы изучаем такие параметры, как сила сцепления на сухих и мокрых поверхностях, а также амортизация. Как подошвы ведут себя на ровной и неровной поверхности? Помимо этого, существуют строгие ограничения касательно вредных веществ. В конце концов, обувь – это часть одежды. Все резиновые смеси, которые мы используем, проходят жесткий контроль в соответствии с нашими высокими стандартами качества.


Сколько времени проходит от идеи до готовности к производству в обувной промышленности? И сколько в шинной?

Деттмер: Время, необходимое для разработки новых шин, может очень сильно варьироваться. Все зависит от того, сможем ли мы выполнить требования, касающиеся динамики управления и контроля при помощи имеющихся технологий, или же нам придется искать новые подходы, чтобы добиться существенного улучшения таких характеристик, как эффективность торможения, сопротивление качению и долговечность. В последнем случае на разработку новой линейки легко может уйти два или три года. Помимо рисунка протектора, модифицируется конструкция шины, улучшаются новые компоненты резиновой смеси, и все это гармонизируется друг с другом. Но для того чтобы новая технология попала в производство, должно пройти от трех до пяти лет.

Манц: Если говорить о стандартных кроссовках, от первой идеи до готовности к производству проходит примерно 18 месяцев. Впрочем, во время этого эксклюзивного совместного проекта нам понадобилось три года, перед тем как мы впервые смогли изготовить готовый продукт. За это время наше сотрудничество достигло такого уровня, что теперь мы без проблем можем использовать материалы Continental даже в производстве нашей новой подошвы Boost, разработанной вместе с BASF.


Вы также используете материалы Continental не только для кроссовок, но и для обуви, предназначенной для активного отдыха. В чем главное отличие этих двух категорий?

Манц: Сцепление является ключевой функцией обуви в обоих случаях, но если в случае с кроссовками главные характеристики – это, к примеру, эффективное и быстрое ускорение, то если говорит о сегменте для активного отдыха, главным будут защита и безопасность. В плане дизайна подошвы мы также смогли очень много позаимствовать у Continental, чтобы выполнить очень высокие требования к прочности и сцеплению, которые необходимы для таких видов активного отдыха, как горный туризм.

Деттмер: Когда дело дошло до дизайна подошвы, нам очень пригодился наш опыт производства шин для маунтин-байка. Хотя просто скопировать рисунок протектора велошины нельзя, существуют определенные схожести в том, как геометрические структуры ведут себя на бездорожье, и как использовать различные элементы для определенных задач. Но нам также нужно было обращать внимание на визуальную привлекательность обуви, поскольку у любителей горных походов также есть свои ожидания по поводу того, как будут выглядеть их ботинки – и мы, конечно же, должны оправдывать эти ожидания.

Источник