Шведский журнал Teknikens Värld провел испытания 18 зимних шин трех категорий – европейских и нордических фрикционных, а также шипованных.
- Добавить комментарий
table#tire_rez td.moe10px{
font-size: 9px;
line-height: 9px;
}
table#tire_rez th.moe10px{
font-size: 9px;
line-height: 9px;
}
В этом сезоне все авторы европейских шинных тестов в первую очередь говорят о введении новой маркировки шин, а затем о том, что она не подходит для зимних покрышек. Шведы из Teknikens Värld стороной эту тему также не обошли, но они пишут еще об одном нюансе. В этом сезоне в Швеции разрешили устанавливать стальные шипы по всей ширине протектора. Когда-то давно такая схема расположения была запрещена в Финляндии, поскольку шипы по центру быстрее расшатываются. Швеция сначала последовала примеру своих соседей, но недавно разрешила ставить шипы и по краям, и в центре. В этом тесте будет две шины с подобной «двойной» ошиповкой, так что будет можно оценить, поможет ли им это занять более высокие места.
Для полноты картины шведы взяли на тесты зимние шины всех трех типов, доступных на рынке — нешипованные европейские и нордические, а также шипованные.
Список протестированных шин:
Шипованные:
- AGI Sarek 2
- BFGoodrich g-Force stud
- Continental ContiIceContact
- Dunlop Ice Touch
- Gislaved Nord*Frost 5
- Goodyear UltraGrip Ice Arctic
- Hankook Winter i*Pike RS W419
- Nokian Hakkapeliitta 7
- Nokian Nordman 4
Нешипованные шины нордического типа:
- Bridgestone Blizzak WS70
- Continental ContiVikingContact 5
- Michelin X-ice Xi3
- Nokian Hakkapeliitta R
- Toyo Observe GSi-5
Нешипованные шины европейского типа:
- Continental ContiWinterContact TS850
- Cooper Weathermaster Snow H
- Dunlop SP Ice Sport
- Star Performer Winter AS
Как и обычно, тесты проводятся на всех типах поверхности. Оценки в зимних условиях в два раза весомее, чем в летних, вне зависимости от того, к какой категории принадлежит шина. В испытаниях на снегу и льду шины получают оценки по 20-балльной шкале, а на сухом и мокром асфальте лучшие могут получить только 10 баллов.
Сам тест начался почти год назад, когда шины начали проходить обкатку. Обычно для этого требуется проехать 80 км на фрикционных и порядка 160 км на шипованных шинах, но в некоторых случаях это расстояние может быть и больше. Такие рекомендации по поводу своих шипованных шин дает, к примеру, японская Bridgestone.
Торможение
Как пишет TV, Goodyear и шины сестринского бренда Dunlop «поднялись на новые высоты» не в последнюю очередь в плане эффективности торможения. По итогам тестов этого года тройка шин, лучше всего останавливающих автомобиль, выглядит так — шипованные Goodyear и Dunlop, а также еще одни Dunlop, но нордические фрикционные. Эксперты также отметили, что шины от исторического лидера Continental теперь оказались в условиях жесткой конкуренции со стороны Nokian, что, как можно надеяться, станет дополнительным стимулом для дальнейшего улучшения шин немецкой компании и всей индустрии.
Неудовлетворительные результаты в этих тестах не показали ни одни из шин, но опасно близкими к этому оказались Cooper, Nordman и AGI.
Оценки по результатам тестов на торможение
Аквапланирование
Тест проводился на прямом участке с контролируемой глубиной воды (8 мм). Автомобиль прикреплялся к рельсе, после чего пилот ускорялся. Определялась скорость, при которой проскальзывание колес достигало 15%.
Шины трех различных категорий совершенно по-разному справляются с эффектом аквапланирования. Шины для Центральной Европы с их жесткой резиной обладают рисунками протектора, позволяющими им «поглощать» воду, почти как летние покрышки, тогда как мягкая резина нордических шин «плющится» и не позволяет им так же эффективно рассеивать воду. Что касается шипованных шин, то для лучшего сцепления на снегу и льду они снабжены большим количеством ламелей, которые, к сожалению, расположены совсем не так, как нужно для успешного противостояния аквапланированию, но их резиновая смесь все же тверже, чем у нордических фрикционных шин. Таким образом, на верхних строчках рейтинга будут европейские фрикционные шины, а за ними будут следовать шипованные покрышки и мягкие шины нордического типа.
Лучшими в тесте стали новые Continental ContiWinterContact TS850, которые не дали конкурентам ни единого шанса. Самый плохой результат — у Toyo Observe Gsi-5, которые очень плохо тормозят на мокрой дороге. Сюрпризом стали результаты шипованных AGI и BFGoodrich, которые обе смогли затесаться среди шин европейского типа. К сожалению, обе они терпят неудачу в тестах в зимних условиях, даже несмотря на шипы.
Результат теста на сопротивление продольному аквапланированию
Управляемость
Тесты на снегу и льду проводились на севере Финляндии, а для испытаний на мокрой поверхности эксперты на специальный трек с постоянным орошением в Швеции.
После этих испытаний шведы заявили, что теперь им стали очевидны две вещи — во-первых, Continental продолжает свою впечатляющую историю успеха, и их разработчики все так же способны создавать продукты, которые лучше, чем у кого бы то ни было еще. В случае с Continental, отмечает TV, действительно получаешь то, за что платишь, а чтобы убедиться в этом стоит хотя бы взглянуть на результаты этих тестов. Все три первые места достались шинам немецкого концерна, так что «конкурентов ждет серьезная домашняя работа, если они хотят догнать и тем более перегнать Continental».
Во-вторых, в шинных тестах всегда были и будут сюрпризы — «неважно, какой большой у вас опыт, отвратительные результаты Toyo Obserbe Gsi-5 вас просто шокируют». Экспертам настолько не понравились эти фрикционные шины нордического типа от японской компании, что они заявили, что «без всякого преувеличения это одни из абсолютно худших шин, которые мы тестировали на мокрой поверхности — со времен миллениума!»
Лучшими среди шипованных шин стали Continental ContiIceContact, которые снова легко оторвались от соперников, по крайней мере, на льду. У них очень высокое сцепление во время ускорения и торможения, а также прохождения поворотов. Что самое важное, отметили пилоты, шины не преподносят никаких сюрпризов. На снегу Continental также впереди, но здесь конкуренция уже чувствуется. Неожиданностью для шведов стал хороший результат Hankook, который «намного лучше тех, что были у корейской компании в предыдущих тестах». Эксперты отметили, что до лидерства еще далеко, но Hankook «явно оторвались от дна, а это, так сказать, хорошая тенденция».
Впрочем, на мокром асфальте Hankook продемонстрировали, что «еще не могут справиться со всеми компромиссами, требующимися зимним шинам». Этот тест шипованные Hankook просто провалили. Лучшими среди шипованных на мокрой поверхности стали BFGoodrich, но это слабое утешение, учитывая их фиаско на льду. В итоге самыми сбалансированными среди шипованных шин следует считать Continental и Gislaved, но стоит отметить, что разница между пятью лучшими шинами была достаточно незначительной.
Пальма лидерства среди нешипованных шин нордического типа досталась Continental ContiVikingContact 5, которые заслужили отдельных комплиментов за высокое сцепление на льду. Прямо за Continental следует трио, состоящее из шин Bridgestone, Michelin и Nokian, чьи результаты почти идентичны. У Toyo оказалось очень слабое сцепление на снегу, из-за которого может произойти «внезапная и странная» потеря сцепления в середине поворота, лишающая водителя уверенности». На льду все намного лучше, но этого недостаточно, чтобы компенсировать все недостатки японских шин.
На мокром покрытии нешипованные нордические шины никогда особенно хорошо не выступали, и у этого есть очень простое объяснение. Шины этой категории оптимизированы для сцепления на снегу и льду, из-за чего у них мягкая резиновая смесь, а рисунок протектора состоит из более компактных элементов. Это относится и к Continental, но эти шины смогли и в таких условиях сравниться по уровню сцепления с лучшими из шипованных покрышек. Что касается остальных, то хорошие результаты демонстрируют Nokian и по большей части Michelin, но вот шин от Bridgestone и Toyo лучше избегать.
Первое место в классе нешипованных европейских шин занимают Continental ContiWinterContact TS850, что и неудивительно, так как «предшественницы» этой модели также всегда очень хорошо показывали себя в тестах. У Continental очень хорошее сцепление при разгоне и торможении, хотя в поворотах оно могло бы быть и повыше. Удивили на этот раз шины Dunlop, которые достигли почти таких же результатов, что и Continental, а бюджетные Star Performer, как и можно было ожидать, оказались «совершенно бесполезными».
Как и Continental ContiVikingContact 5, европейские фрикционные шины немецкой компании продемонстрировали впечатляющее сцепление и на мокром асфальте. Эти Continental вообще оказались самыми сбалансированными шинами в тесте, то есть могут обеспечить необходимый уровень безопасности в любых условиях. Dunlop хорошо выступили на снегу и льду, но «засыпались» на мокрой поверхности, что говорит о том, что на данный момент достичь оптимального баланса характеристик у разработчиков не получилось.
Оценки по результатам тестов на управляемость
Лосиный тест
В этом тесте, в котором проверялось, как шины ведут себя при экстренном объезде препятствия, все покрышки показали себя достойно, и, как отметили эксперты, хотя провалы в этом испытании еще не полностью ушли в прошлое, они становятся все более редким явлением, что не может не радовать.
Лосиный тест
Ни одна шина не продемонстрировала опасную склонность к заносу, что очень позитивно, потому что врезаться боком крайне нежелательно, поскольку лучшие зоны деформации всегда находятся спереди и сзади автомобиля. Стоит также отметить, что BFGoodrich стали лучшими среди шипованных шин, что, впрочем, не извиняет им плохих результатов на снегу и льду.
Результат лосиного теста
Комфорт
Какие зимние шины считать комфортными зависит от того, какие факторы важнее. На первое место обычно ставится низкий уровень шума, но есть и другие параметры, такие как поглощение ударов, реакции на повороты руля, курсовая устойчивость и т.д., которые тоже было решено взять во внимание. Тесты проводились на шведских дорогах, и после всех поездок эксперты заявили следующее: «действительно комфортные зимние шины на деревьях не растут».
Первое место досталось нешипованным нордическим Continental, которые хорошо маскируют неровности дороги, а также в целом обладают низким уровнем шума. Хотя на неровном асфальте шины будут несколько шуметь, Continental все же тише всех остальных, причем намного. Если же говорить о совсем неровной поверхности, то здесь уже неважно, какие у вас шины, шуметь будут все.
Шины европейского типа несколько жестче, что приводит к ухудшению качества хода. Их реакции на повороты руля и курсовая устойчивость, почти как у летних шин, но уровень шума и комфорт откровенно хуже.
Среди шипованных шин выделяются Gislaved, у которых достойная устойчивость и способность поглощать неровности, а также приемлемый уровень шума, чего не скажешь о других шипованных покрышках. Хуже всего в этом отношении оказались Continental, которые шумят настолько громко, что лишили себя всяких шансов на хорошую оценку.
Оценки за комфорт
Сопротивление качению
В прошлом году, когда TV также тестировал лучшие шины, доступные на рынке, на сопротивление качению, результаты были практически одинаковыми. Как бы то ни было, на этот раз все уже не так, и влияние на расход топлива при переходе с одних шин на другие может быть довольно существенным. И сильнее всего качению противятся шипованные BFGoodrich, о которых в этом тесте вообще сложно сказать что-то хорошее.
По итогам тестов эксперты выяснили, что разница между BFGoodrich и нордическими фрикционными шинами, ставшими лучшими, составит порядка 86 литров топлива на 1 600 км.
До текущего момента данный тип тестов необходимо было проводить в лаборатории, из-за чего, чтобы не допустить чрезмерного износа, из шин приходилось доставать шипы. TV также отмечает, что это не они придумали такой подход, и он уже много лет используется в шинной промышленности. Впрочем, не так давно требования были смягчены, благодаря чему экономичность шин стало можно тестировать не в контролируемых условиях, а там, где она действительно имеет значение — на обычных дорогах. С помощью компьютерной системы определяется фактический расход топлива при поездке между двумя заданными точками, после чего проводится сравнение результатов всех шин. Шведы хотели провести тесты и в зимних условиях, но этого им не позволила погода, так что испытания были проведены на бесснежных дорогах.
Результат теста на сопротивление качению
Вердикт
По мнению TV, тест этого года показал, что «очень многое происходит сейчас в сегменте зимних шин». Новые нормативы приводят к появлению новых инноваций и технических решений, что можно сказать, к примеру, о размещении шипов по всей ширине протектора. Еще один фактор, влияющий на рынок, это введение в ЕС новой шинной маркировки. Эксперты шведского журнала, как и многие другие, напоминают, что не совсем правильно тестировать зимние шины по тем же параметрам, что и летние. Впрочем, опытные водители, отмечает TV, никогда и не будут ориентироваться на оценку за сцепление на мокром асфальте при выборе зимних шин, так как совместить этот фактор с действительно хорошими показателями в зимних условиях пока что не может ни один производитель.
Победителями в этом тесте стали сразу три шины Continental, которые все достигли компромисса между сцеплением на четырех типах поверхности, но все сделали это по-своему. Одни шины лучше всего чувствуют себя на снегу и льду, другие — на асфальте, так что на самом деле оптимального баланса пока что не смог обеспечить никто. «Что ж, — пишут в заключение шведские испытатели. — Кто знает, возможно, это случится в следующем году? Пока вы это читаете, мы уже начали поиски победителя теста 2013 года».
Оценки для протестированных шин представлены в таблице
Место
Шина
Итоги
1
Continental
WinterContact TS850
ИС: H
Вес: 8,1 кг
Тесты
Баллы
Торможение
На льду
10
На снегу
12
На мокром покрытии
10
На сухом покрытии
9
Управляемость
На льду
12
На снегу
14
На мокром покрытии
10
Устойчивость к аквапланированию
10
Лосиный тест
10
Комфорт
5
Сопротивление качению
6
Итоговая оценка
108
Первое место достается европейским фрикционным шинам Continental, которые не были лучше всех в зимних условиях, но стабильнее всех справились со всеми дисциплинами. Характеристики на снегу и льду стали заметно лучше, а на асфальте они ведут себя, «почти как летние шины». Явный победитель теста.
1
Continental
VikingContact 5
ИС: T
Вес: 9,3 кг
Тесты
Баллы
Торможение
На льду
14
На снегу
18
На мокром покрытии
4
На сухом покрытии
8
Управляемость
На льду
20
На снегу
14
На мокром покрытии
6
Устойчивость к аквапланированию
3
Лосиный тест
7
Комфорт
10
Сопротивление качению
4
Итоговая оценка
108
Эти шины нордического типа в скором времени заменит новая модель, но они все еще очень хороши, если не считать определенных проблем на мокром асфальте.
2
Continental
ContiIceContact
ИС: T
Вес: 9,7 кг
Тесты
Баллы
Торможение
На льду
16
На снегу
16
На мокром покрытии
6
На сухом покрытии
8
Управляемость
На льду
20
На снегу
20
На мокром покрытии
5
Устойчивость к аквапланированию
6
Лосиный тест
6
Комфорт
1
Сопротивление качению
3
Итоговая оценка
107
Эти шины доказывают, что идеала в мире не существует. У Continental отличная управляемость на снегу и льду и явно улучшившиеся качества на асфальте, но это самые громкие шины в тесте, причем настолько, что TV сравнивает их шум с канонадой.
3
Goodyear
UltraGrip Ice Arctic
ИС: T
Вес: 9,9 кг
Тесты
Баллы
Торможение
На льду
18
На снегу
18
На мокром покрытии
6
На сухом покрытии
6
Управляемость
На льду
16
На снегу
18
На мокром покрытии
3
Устойчивость к аквапланированию
6
Лосиный тест
5
Комфорт
5
Сопротивление качению
5
Итоговая оценка
106
Goodyear являются одними из двух шин в тесте с шипами по всей ширине протектора, что, возможно, и помогло им показать такие высокие результаты. Слабости у этих шин можно почувствовать только на мокрой дороге.
4
Dunlop
SP Ice Sport
ИС: T
Вес: 9,7 кг
Тесты
Баллы
Торможение
На льду
14
На снегу
18
На мокром покрытии
7
На сухом покрытии
8
Управляемость
На льду
12
На снегу
10
На мокром покрытии
5
Устойчивость к аквапланированию
8
Лосиный тест
8
Комфорт
7
Сопротивление качению
8
Итоговая оценка
105
Dunlop сочетают хорошие сцепные свойства в зимних условиях с неплохими результатами на мокрой поверхности, с чем не смогли справиться многие фрикционные нордические шины. Конечно, не самые лучшие шины в некоторых дисциплинах, но зато очень сбалансированные. Хороший выбор.
5
Michelin
X-ice Xi3
ИС: H
Вес: 8,9 кг
Тесты
Баллы
Торможение
На льду
18
На снегу
16
На мокром покрытии
4
На сухом покрытии
7
Управляемость
На льду
14
На снегу
14
На мокром покрытии
3
Устойчивость к аквапланированию
2
Лосиный тест
7
Комфорт
8
Сопротивление качению
10
Итоговая оценка
103
Если французская компания поработает над сцеплением на мокром асфальте, их шины в будущем станут серьезными претендентами на первое место. Сейчас же, хотя им не хватает сбалансированности, но прогресс явно налицо.
6
Dunlop
Ice Touch
ИС: T
Вес: 9,7 кг
Тесты
Баллы
Торможение
На льду
14
На снегу
20
На мокром покрытии
5
На сухом покрытии
8
Управляемость
На льду
12
На снегу
20
На мокром покрытии
4
Устойчивость к аквапланированию
5
Лосиный тест
4
Комфорт
3
Сопротивление качению
7
Итоговая оценка
102
У Dunlop, как и у Goodyear, шипы также расположены по всей ширине протектора. В плане сцепления на льду и комфорта они уступают шинам родственного бренда, но зато у Dunlop ниже сопротивление качению.
7
Nokian
Hakkapeliitta 7
ИС: T
Вес: 9,4 кг
Тесты
Баллы
Торможение
На льду
20
На снегу
12
На мокром покрытии
6
На сухом покрытии
5
Управляемость
На льду
16
На снегу
16
На мокром покрытии
5
Устойчивость к аквапланированию
4
Лосиный тест
5
Комфорт
5
Сопротивление качению
6
Итоговая оценка
100
Этот тест показал, что шины финской компании не устояли перед ведущими соперниками. У Nokian очень хорошие результаты на снегу и льду, но в остальном оценки оставляют желать лучшего. Вердикт: Nokian вряд ли могут претендовать на победу, особенно учитывая, что это одни из самых дорогих шин в этом тесте.
8
Gislaved
Nord*Frost 5
ИС: T
Вес: 10,0 кг
Тесты
Баллы
Торможение
На льду
8
На снегу
18
На мокром покрытии
7
На сухом покрытии
8
Управляемость
На льду
16
На снегу
16
На мокром покрытии
6
Устойчивость к аквапланированию
5
Лосиный тест
5
Комфорт
6
Сопротивление качению
4
Итоговая оценка
99
Не так давно Gislaved выигрывали в тестах TV, но эта модель на победу рассчитывать не может. Как бы то ни было, хороший недорогой выбор с неплохими характеристиками.
8
Nokian
Hakkapeliitta R
ИС: R
Вес: 8,8 кг
Тесты
Баллы
Торможение
На льду
14
На снегу
14
На мокром покрытии
3
На сухом покрытии
6
Управляемость
На льду
16
На снегу
14
На мокром покрытии
4
Устойчивость к аквапланированию
4
Лосиный тест
5
Комфорт
9
Сопротивление качению
10
Итоговая оценка
99
У нордических фрикционных шин Nokian оказалось самое низкое сопротивление качению в этом тесте, а также хорошие результаты в зимних условиях. Впрочем, сцепление на мокрой дороге слишком низкое, так что разработчикам еще предстоит потрудиться.
9
Bridgestone
Blizzak WS70
ИС: T
Вес: 9,9 кг
Тесты
Баллы
Торможение
На льду
14
На снегу
14
На мокром покрытии
5
На сухом покрытии
7
Управляемость
На льду
16
На снегу
12
На мокром покрытии
2
Устойчивость к аквапланированию
4
Лосиный тест
6
Комфорт
4
Сопротивление качению
4
Итоговая оценка
88
Bridgestone хорошо справляются с зимними дорогами, но этим шинам тоже не хватает сбалансированности. У них слабое сцепление на асфальте и плюс к этому высокое сопротивление качению.
10
Cooper
Weathermaster Snow H
ИС: H
Вес: 9,1 кг
Тесты
Баллы
Торможение
На льду
6
На снегу
4
На мокром покрытии
10
На сухом покрытии
9
Управляемость
На льду
10
На снегу
8
На мокром покрытии
9
Устойчивость к аквапланированию
8
Лосиный тест
8
Комфорт
7
Сопротивление качению
8
Итоговая оценка
87
Нешипованные шины европейского типа от Cooper очень слабо справляются с суровыми зимами, так что при покупке об этом забывать не стоит. Результаты на асфальте были неплохими, но этого недостаточно, чтобы занять более высокое место в этом тесте.
11
Hankook
Winter i*Pike RS W419
ИС: T
Вес: 10,4 кг
Тесты
Баллы
Торможение
На льду
14
На снегу
14
На мокром покрытии
2
На сухом покрытии
4
Управляемость
На льду
16
На снегу
16
На мокром покрытии
2
Устойчивость к аквапланированию
5
Лосиный тест
4
Комфорт
4
Сопротивление качению
5
Итоговая оценка
86
Шипованные шины от Hankook неплохо начали и на снегу/льду показали результаты, которые шведы не ожидали от корейских шин. Как бы то ни было, у них явные сложности со сцеплением на мокром асфальте, высокое сопротивление качению, и в целом эти шины просто не дотягивают до лидеров.
12
Star Performer
Winter AS
ИС: V
Вес: 10,3 кг
Тесты
Баллы
Торможение
На льду
6
На снегу
10
На мокром покрытии
9
На сухом покрытии
9
Управляемость
На льду
8
На снегу
6
На мокром покрытии
8
Устойчивость к аквапланированию
6
Лосиный тест
7
Комфорт
7
Сопротивление качению
9
Итоговая оценка
85
Самые дешевые шины в тесте, но ради экономии придется пожертвовать многим. У Star Performer слабые результаты во многих дисциплинах, хотя стоит отметить низкое сопротивление качению.
13
Nokian
Nordman 4
ИС: T
Вес: 8,9 кг
Тесты
Баллы
Торможение
На льду
14
На снегу
10
На мокром покрытии
5
На сухом покрытии
3
Управляемость
На льду
12
На снегу
16
На мокром покрытии
3
Устойчивость к аквапланированию
5
Лосиный тест
5
Комфорт
3
Сопротивление качению
8
Итоговая оценка
84
Шины под бюджетным брендом от Nokian не смогли порадовать хорошими результатами. В некоторых дисциплинах они показывают себя неплохо, но этого недостаточно, чтобы компенсировать общий низкий уровень. Плюс к этому они еще и шумные.
14
Toyo
Observe GSi-5
ИС: T
Вес: 10,1 кг
Тесты
Баллы
Торможение
На льду
14
На снегу
16
На мокром покрытии
1
На сухом покрытии
5
Управляемость
На льду
14
На снегу
10
На мокром покрытии
1
Устойчивость к аквапланированию
1
Лосиный тест
3
Комфорт
5
Сопротивление качению
10
Итоговая оценка
80
Toyo, как и многие другие шины, не смогли продемонстрировать баланс между сцеплением на снегу/льду и асфальте. Более того, Toyo хуже всего справляются с ездой по мокрой дороге, и низкое сопротивление качению извинением служить тоже не может.
15
AGI
Sarek 2
ИС: Q
Вес: 10,4 кг
Тесты
Баллы
Торможение
На льду
4
На снегу
12
На мокром покрытии
7
На сухом покрытии
9
Управляемость
На льду
10
На снегу
11
На мокром покрытии
3
Устойчивость к аквапланированию
7
Лосиный тест
5
Комфорт
2
Сопротивление качению
6
Итоговая оценка
79
Восстановленные шины многие европейцы считают неплохим выбором, но если говорит об оптимальном уровне безопасности, то его здесь просто нет, так что эти шины TV не рекомендует.
16
BFGoodrich
g-Force stud
ИС: Q
Вес: 9,6 кг
Тесты
Баллы
Торможение
На льду
2
На снегу
14
На мокром покрытии
8
На сухом покрытии
10
Управляемость
На льду
2
На снегу
14
На мокром покрытии
7
Устойчивость к аквапланированию
7
Лосиный тест
7
Комфорт
5
Сопротивление качению
1
Итоговая оценка
77
Хорошие шины для зимы, но только если вам не будет встречаться лед. Хорошее сцепление на сухом и мокром асфальте, но самое высокое сопротивление качению. Как заявили эксперты TV, в целом у этих шин один из самых худших балансов характеристик, который они только встречали. Вердикт: Избегать!
table#tire_rez td.moe10px{
font-size: 9px;
line-height: 9px;
}
table#tire_rez th.moe10px{
font-size: 9px;
line-height: 9px;
}
В этом сезоне все авторы европейских шинных тестов в первую очередь говорят о введении новой маркировки шин, а затем о том, что она не подходит для зимних покрышек. Шведы из Teknikens Värld стороной эту тему также не обошли, но они пишут еще об одном нюансе. В этом сезоне в Швеции разрешили устанавливать стальные шипы по всей ширине протектора. Когда-то давно такая схема расположения была запрещена в Финляндии, поскольку шипы по центру быстрее расшатываются. Швеция сначала последовала примеру своих соседей, но недавно разрешила ставить шипы и по краям, и в центре. В этом тесте будет две шины с подобной «двойной» ошиповкой, так что будет можно оценить, поможет ли им это занять более высокие места.
Для полноты картины шведы взяли на тесты зимние шины всех трех типов, доступных на рынке — нешипованные европейские и нордические, а также шипованные.
Список протестированных шин:
Шипованные:
- AGI Sarek 2
- BFGoodrich g-Force stud
- Continental ContiIceContact
- Dunlop Ice Touch
- Gislaved Nord*Frost 5
- Goodyear UltraGrip Ice Arctic
- Hankook Winter i*Pike RS W419
- Nokian Hakkapeliitta 7
- Nokian Nordman 4
Нешипованные шины нордического типа:
- Bridgestone Blizzak WS70
- Continental ContiVikingContact 5
- Michelin X-ice Xi3
- Nokian Hakkapeliitta R
- Toyo Observe GSi-5
Нешипованные шины европейского типа:
- Continental ContiWinterContact TS850
- Cooper Weathermaster Snow V/H
- Dunlop SP Ice Sport
- Star Performer Winter AS
Как и обычно, тесты проводятся на всех типах поверхности. Оценки в зимних условиях в два раза весомее, чем в летних, вне зависимости от того, к какой категории принадлежит шина. В испытаниях на снегу и льду шины получают оценки по 20-балльной шкале, а на сухом и мокром асфальте лучшие могут получить только 10 баллов.
Сам тест начался почти год назад, когда шины начали проходить обкатку. Обычно для этого требуется проехать 80 км на фрикционных и порядка 160 км на шипованных шинах, но в некоторых случаях это расстояние может быть и больше. Такие рекомендации по поводу своих шипованных шин дает, к примеру, японская Bridgestone.
Торможение
Как пишет TV, Goodyear и шины сестринского бренда Dunlop «поднялись на новые высоты» не в последнюю очередь в плане эффективности торможения. По итогам тестов этого года тройка шин, лучше всего останавливающих автомобиль, выглядит так — шипованные Goodyear и Dunlop, а также еще одни Dunlop, но нордические фрикционные. Эксперты также отметили, что шины от исторического лидера Continental теперь оказались в условиях жесткой конкуренции со стороны Nokian, что, как можно надеяться, станет дополнительным стимулом для дальнейшего улучшения шин немецкой компании и всей индустрии.
Неудовлетворительные результаты в этих тестах не показали ни одни из шин, но опасно близкими к этому оказались Cooper, Nordman и AGI.
Оценки по результатам тестов на торможение
Аквапланирование
Тест проводился на прямом участке с контролируемой глубиной воды (8 мм). Автомобиль прикреплялся к рельсе, после чего пилот ускорялся. Определялась скорость, при которой проскальзывание колес достигало 15%.
Шины трех различных категорий совершенно по-разному справляются с эффектом аквапланирования. Шины для Центральной Европы с их жесткой резиной обладают рисунками протектора, позволяющими им «поглощать» воду, почти как летние покрышки, тогда как мягкая резина нордических шин «плющится» и не позволяет им так же эффективно рассеивать воду. Что касается шипованных шин, то для лучшего сцепления на снегу и льду они снабжены большим количеством ламелей, которые, к сожалению, расположены совсем не так, как нужно для успешного противостояния аквапланированию, но их резиновая смесь все же тверже, чем у нордических фрикционных шин. Таким образом, на верхних строчках рейтинга будут европейские фрикционные шины, а за ними будут следовать шипованные покрышки и мягкие шины нордического типа.
Лучшими в тесте стали новые Continental ContiWinterContact TS850, которые не дали конкурентам ни единого шанса. Самый плохой результат — у Toyo Observe Gsi-5, которые очень плохо тормозят на мокрой дороге. Сюрпризом стали результаты шипованных AGI и BFGoodrich, которые обе смогли затесаться среди шин европейского типа. К сожалению, обе они терпят неудачу в тестах в зимних условиях, даже несмотря на шипы.
Результат теста на сопротивление продольному аквапланированию
Управляемость
Тесты на снегу и льду проводились на севере Финляндии, а для испытаний на мокрой поверхности эксперты на специальный трек с постоянным орошением в Швеции.
После этих испытаний шведы заявили, что теперь им стали очевидны две вещи — во-первых, Continental продолжает свою впечатляющую историю успеха, и их разработчики все так же способны создавать продукты, которые лучше, чем у кого бы то ни было еще. В случае с Continental, отмечает TV, действительно получаешь то, за что платишь, а чтобы убедиться в этом стоит хотя бы взглянуть на результаты этих тестов. Все три первые места достались шинам немецкого концерна, так что «конкурентов ждет серьезная домашняя работа, если они хотят догнать и тем более перегнать Continental».
Во-вторых, в шинных тестах всегда были и будут сюрпризы — «неважно, какой большой у вас опыт, отвратительные результаты Toyo Obserbe Gsi-5 вас просто шокируют». Экспертам настолько не понравились эти фрикционные шины нордического типа от японской компании, что они заявили, что «без всякого преувеличения это одни из абсолютно худших шин, которые мы тестировали на мокрой поверхности — со времен миллениума!»
Лучшими среди шипованных шин стали Continental ContiIceContact, которые снова легко оторвались от соперников, по крайней мере, на льду. У них очень высокое сцепление во время ускорения и торможения, а также прохождения поворотов. Что самое важное, отметили пилоты, шины не преподносят никаких сюрпризов. На снегу Continental также впереди, но здесь конкуренция уже чувствуется. Неожиданностью для шведов стал хороший результат Hankook, который «намного лучше тех, что были у корейской компании в предыдущих тестах». Эксперты отметили, что до лидерства еще далеко, но Hankook «явно оторвались от дна, а это, так сказать, хорошая тенденция».
Впрочем, на мокром асфальте Hankook продемонстрировали, что «еще не могут справиться со всеми компромиссами, требующимися зимним шинам». Этот тест шипованные Hankook просто провалили. Лучшими среди шипованных на мокрой поверхности стали BFGoodrich, но это слабое утешение, учитывая их фиаско на льду. В итоге самыми сбалансированными среди шипованных шин следует считать Continental и Gislaved, но стоит отметить, что разница между пятью лучшими шинами была достаточно незначительной.
Пальма лидерства среди нешипованных шин нордического типа досталась Continental ContiVikingContact 5, которые заслужили отдельных комплиментов за высокое сцепление на льду. Прямо за Continental следует трио, состоящее из шин Bridgestone, Michelin и Nokian, чьи результаты почти идентичны. У Toyo оказалось очень слабое сцепление на снегу, из-за которого может произойти «внезапная и странная» потеря сцепления в середине поворота, лишающая водителя уверенности». На льду все намного лучше, но этого недостаточно, чтобы компенсировать все недостатки японских шин.
На мокром покрытии нешипованные нордические шины никогда особенно хорошо не выступали, и у этого есть очень простое объяснение. Шины этой категории оптимизированы для сцепления на снегу и льду, из-за чего у них мягкая резиновая смесь, а рисунок протектора состоит из более компактных элементов. Это относится и к Continental, но эти шины смогли и в таких условиях сравниться по уровню сцепления с лучшими из шипованных покрышек. Что касается остальных, то хорошие результаты демонстрируют Nokian и по большей части Michelin, но вот шин от Bridgestone и Toyo лучше избегать.
Первое место в классе нешипованных европейских шин занимают Continental ContiWinterContact TS850, что и неудивительно, так как «предшественницы» этой модели также всегда очень хорошо показывали себя в тестах. У Continental очень хорошее сцепление при разгоне и торможении, хотя в поворотах оно могло бы быть и повыше. Удивили на этот раз шины Dunlop, которые достигли почти таких же результатов, что и Continental, а бюджетные Star Performer, как и можно было ожидать, оказались «совершенно бесполезными».
Как и Continental ContiVikingContact 5, европейские фрикционные шины немецкой компании продемонстрировали впечатляющее сцепление и на мокром асфальте. Эти Continental вообще оказались самыми сбалансированными шинами в тесте, то есть могут обеспечить необходимый уровень безопасности в любых условиях. Dunlop хорошо выступили на снегу и льду, но «засыпались» на мокрой поверхности, что говорит о том, что на данный момент достичь оптимального баланса характеристик у разработчиков не получилось.
Оценки по результатам тестов на управляемость
Лосиный тест
В этом тесте, в котором проверялось, как шины ведут себя при экстренном объезде препятствия, все покрышки показали себя достойно, и, как отметили эксперты, хотя провалы в этом испытании еще не полностью ушли в прошлое, они становятся все более редким явлением, что не может не радовать.
Лосиный тест
Ни одна шина не продемонстрировала опасную склонность к заносу, что очень позитивно, потому что врезаться боком крайне нежелательно, поскольку лучшие зоны деформации всегда находятся спереди и сзади автомобиля. Стоит также отметить, что BFGoodrich стали лучшими среди шипованных шин, что, впрочем, не извиняет им плохих результатов на снегу и льду.
Результат лосиного теста
Комфорт
Какие зимние шины считать комфортными зависит от того, какие факторы важнее. На первое место обычно ставится низкий уровень шума, но есть и другие параметры, такие как поглощение ударов, реакции на повороты руля, курсовая устойчивость и т.д., которые тоже было решено взять во внимание. Тесты проводились на шведских дорогах, и после всех поездок эксперты заявили следующее: «действительно комфортные зимние шины на деревьях не растут».
Первое место досталось нешипованным нордическим Continental, которые хорошо маскируют неровности дороги, а также в целом обладают низким уровнем шума. Хотя на неровном асфальте шины будут несколько шуметь, Continental все же тише всех остальных, причем намного. Если же говорить о совсем неровной поверхности, то здесь уже неважно, какие у вас шины, шуметь будут все.
Шины европейского типа несколько жестче, что приводит к ухудшению качества хода. Их реакции на повороты руля и курсовая устойчивость, почти как у летних шин, но уровень шума и комфорт откровенно хуже.
Среди шипованных шин выделяются Gislaved, у которых достойная устойчивость и способность поглощать неровности, а также приемлемый уровень шума, чего не скажешь о других шипованных покрышках. Хуже всего в этом отношении оказались Continental, которые шумят настолько громко, что лишили себя всяких шансов на хорошую оценку.
Оценки за комфорт
Сопротивление качению
В прошлом году, когда TV также тестировал лучшие шины, доступные на рынке, на сопротивление качению, результаты были практически одинаковыми. Как бы то ни было, на этот раз все уже не так, и влияние на расход топлива при переходе с одних шин на другие может быть довольно существенным. И сильнее всего качению противятся шипованные BFGoodrich, о которых в этом тесте вообще сложно сказать что-то хорошее.
По итогам тестов эксперты выяснили, что разница между BFGoodrich и нордическими фрикционными шинами, ставшими лучшими, составит порядка 86 литров топлива на 1 600 км.
До текущего момента данный тип тестов необходимо было проводить в лаборатории, из-за чего, чтобы не допустить чрезмерного износа, из шин приходилось доставать шипы. TV также отмечает, что это не они придумали такой подход, и он уже много лет используется в шинной промышленности. Впрочем, не так давно требования были смягчены, благодаря чему экономичность шин стало можно тестировать не в контролируемых условиях, а там, где она действительно имеет значение — на обычных дорогах. С помощью компьютерной системы определяется фактический расход топлива при поездке между двумя заданными точками, после чего проводится сравнение результатов всех шин. Шведы хотели провести тесты и в зимних условиях, но этого им не позволила погода, так что испытания были проведены на бесснежных дорогах.
Результат теста на сопротивление качению
Вердикт
По мнению TV, тест этого года показал, что «очень многое происходит сейчас в сегменте зимних шин». Новые нормативы приводят к появлению новых инноваций и технических решений, что можно сказать, к примеру, о размещении шипов по всей ширине протектора. Еще один фактор, влияющий на рынок, это введение в ЕС новой шинной маркировки. Эксперты шведского журнала, как и многие другие, напоминают, что не совсем правильно тестировать зимние шины по тем же параметрам, что и летние. Впрочем, опытные водители, отмечает TV, никогда и не будут ориентироваться на оценку за сцепление на мокром асфальте при выборе зимних шин, так как совместить этот фактор с действительно хорошими показателями в зимних условиях пока что не может ни один производитель.
Победителями в этом тесте стали сразу три шины Continental, которые все достигли компромисса между сцеплением на четырех типах поверхности, но все сделали это по-своему. Одни шины лучше всего чувствуют себя на снегу и льду, другие — на асфальте, так что на самом деле оптимального баланса пока что не смог обеспечить никто. «Что ж, — пишут в заключение шведские испытатели. — Кто знает, возможно, это случится в следующем году? Пока вы это читаете, мы уже начали поиски победителя теста 2013 года».
Оценки для протестированных шин представлены в таблице
Место
Шина
Итоги
1
Continental
WinterContact TS850
ИС: H
Вес: 8,1 кг
Тесты
Баллы
Торможение
На льду
10
На снегу
12
На мокром покрытии
10
На сухом покрытии
9
Управляемость
На льду
12
На снегу
14
На мокром покрытии
10
Устойчивость к аквапланированию
10
Лосиный тест
10
Комфорт
5
Сопротивление качению
6
Итоговая оценка
108
Первое место достается европейским фрикционным шинам Continental, которые не были лучше всех в зимних условиях, но стабильнее всех справились со всеми дисциплинами. Характеристики на снегу и льду стали заметно лучше, а на асфальте они ведут себя, «почти как летние шины». Явный победитель теста.
1
Continental
VikingContact 5
ИС: T
Вес: 9,3 кг
Тесты
Баллы
Торможение
На льду
14
На снегу
18
На мокром покрытии
4
На сухом покрытии
8
Управляемость
На льду
20
На снегу
14
На мокром покрытии
6
Устойчивость к аквапланированию
3
Лосиный тест
7
Комфорт
10
Сопротивление качению
4
Итоговая оценка
108
Эти шины нордического типа в скором времени заменит новая модель, но они все еще очень хороши, если не считать определенных проблем на мокром асфальте.
2
Continental
ContiIceContact
ИС: T
Вес: 9,7 кг
Тесты
Баллы
Торможение
На льду
16
На снегу
16
На мокром покрытии
6
На сухом покрытии
8
Управляемость
На льду
20
На снегу
20
На мокром покрытии
5
Устойчивость к аквапланированию
6
Лосиный тест
6
Комфорт
1
Сопротивление качению
3
Итоговая оценка
107
Эти шины доказывают, что идеала в мире не существует. У Continental отличная управляемость на снегу и льду и явно улучшившиеся качества на асфальте, но это самые громкие шины в тесте, причем настолько, что TV сравнивает их шум с канонадой.
3
Goodyear
UltraGrip Ice Arctic
ИС: T
Вес: 9,9 кг
Тесты
Баллы
Торможение
На льду
18
На снегу
18
На мокром покрытии
6
На сухом покрытии
6
Управляемость
На льду
16
На снегу
18
На мокром покрытии
3
Устойчивость к аквапланированию
6
Лосиный тест
5
Комфорт
5
Сопротивление качению
5
Итоговая оценка
106
Goodyear являются одними из двух шин в тесте с шипами по всей ширине протектора, что, возможно, и помогло им показать такие высокие результаты. Слабости у этих шин можно почувствовать только на мокрой дороге.
4
Dunlop
SP Ice Sport
ИС: T
Вес: 9,7 кг
Тесты
Баллы
Торможение
На льду
14
На снегу
18
На мокром покрытии
7
На сухом покрытии
8
Управляемость
На льду
12
На снегу
10
На мокром покрытии
5
Устойчивость к аквапланированию
8
Лосиный тест
8
Комфорт
7
Сопротивление качению
8
Итоговая оценка
105
Dunlop сочетают хорошие сцепные свойства в зимних условиях с неплохими результатами на мокрой поверхности, с чем не смогли справиться многие фрикционные нордические шины. Конечно, не самые лучшие шины в некоторых дисциплинах, но зато очень сбалансированные. Хороший выбор.
5
Michelin
X-ice Xi3
ИС: H
Вес: 8,9 кг
Тесты
Баллы
Торможение
На льду
18
На снегу
16
На мокром покрытии
4
На сухом покрытии
7
Управляемость
На льду
14
На снегу
14
На мокром покрытии
3
Устойчивость к аквапланированию
2
Лосиный тест
7
Комфорт
8
Сопротивление качению
10
Итоговая оценка
103
Если французская компания поработает над сцеплением на мокром асфальте, их шины в будущем станут серьезными претендентами на первое место. Сейчас же, хотя им не хватает сбалансированности, но прогресс явно налицо.
6
Dunlop
Ice Touch
ИС: T
Вес: 9,7 кг
Тесты
Баллы
Торможение
На льду
14
На снегу
20
На мокром покрытии
5
На сухом покрытии
8
Управляемость
На льду
12
На снегу
20
На мокром покрытии
4
Устойчивость к аквапланированию
5
Лосиный тест
4
Комфорт
3
Сопротивление качению
7
Итоговая оценка
102
У Dunlop, как и у Goodyear, шипы также расположены по всей ширине протектора. В плане сцепления на льду и комфорта они уступают шинам родственного бренда, но зато у Dunlop ниже сопротивление качению.
7
Nokian
Hakkapeliitta 7
ИС: T
Вес: 9,4 кг
Тесты
Баллы
Торможение
На льду
20
На снегу
12
На мокром покрытии
6
На сухом покрытии
5
Управляемость
На льду
16
На снегу
16
На мокром покрытии
5
Устойчивость к аквапланированию
4
Лосиный тест
5
Комфорт
5
Сопротивление качению
6
Итоговая оценка
100
Этот тест показал, что шины финской компании не устояли перед ведущими соперниками. У Nokian очень хорошие результаты на снегу и льду, но в остальном оценки оставляют желать лучшего. Вердикт: Nokian вряд ли могут претендовать на победу, особенно учитывая, что это одни из самых дорогих шин в этом тесте.
8
Gislaved
Nord*Frost 5
ИС: T
Вес: 10,0 кг
Тесты
Баллы
Торможение
На льду
8
На снегу
18
На мокром покрытии
7
На сухом покрытии
8
Управляемость
На льду
16
На снегу
16
На мокром покрытии
6
Устойчивость к аквапланированию
5
Лосиный тест
5
Комфорт
6
Сопротивление качению
4
Итоговая оценка
99
Не так давно Gislaved выигрывали в тестах TV, но эта модель на победу рассчитывать не может. Как бы то ни было, хороший недорогой выбор с неплохими характеристиками.
8
Nokian
Hakkapeliitta R
ИС: R
Вес: 8,8 кг
Тесты
Баллы
Торможение
На льду
14
На снегу
14
На мокром покрытии
3
На сухом покрытии
6
Управляемость
На льду
16
На снегу
14
На мокром покрытии
4
Устойчивость к аквапланированию
4
Лосиный тест
5
Комфорт
9
Сопротивление качению
10
Итоговая оценка
99
У нордических фрикционных шин Nokian оказалось самое низкое сопротивление качению в этом тесте, а также хорошие результаты в зимних условиях. Впрочем, сцепление на мокрой дороге слишком низкое, так что разработчикам еще предстоит потрудиться.
9
Bridgestone
Blizzak WS70
ИС: T
Вес: 9,9 кг
Тесты
Баллы
Торможение
На льду
14
На снегу
14
На мокром покрытии
5
На сухом покрытии
7
Управляемость
На льду
16
На снегу
12
На мокром покрытии
2
Устойчивость к аквапланированию
4
Лосиный тест
6
Комфорт
4
Сопротивление качению
4
Итоговая оценка
88
Bridgestone хорошо справляются с зимними дорогами, но этим шинам тоже не хватает сбалансированности. У них слабое сцепление на асфальте и плюс к этому высокое сопротивление качению.
10
Cooper
Weathermaster Snow H
ИС: H
Вес: 9,1 кг
Тесты
Баллы
Торможение
На льду
6
На снегу
4
На мокром покрытии
10
На сухом покрытии
9
Управляемость
На льду
10
На снегу
8
На мокром покрытии
9
Устойчивость к аквапланированию
8
Лосиный тест
8
Комфорт
7
Сопротивление качению
8
Итоговая оценка
87
Нешипованные шины европейского типа от Cooper очень слабо справляются с суровыми зимами, так что при покупке об этом забывать не стоит. Результаты на асфальте были неплохими, но этого недостаточно, чтобы занять более высокое место в этом тесте.
11
Hankook
Winter i*Pike RS W419
ИС: T
Вес: 10,4 кг
Тесты
Баллы
Торможение
На льду
14
На снегу
14
На мокром покрытии
2
На сухом покрытии
4
Управляемость
На льду
16
На снегу
16
На мокром покрытии
2
Устойчивость к аквапланированию
5
Лосиный тест
4
Комфорт
4
Сопротивление качению
5
Итоговая оценка
86
Шипованные шины от Hankook неплохо начали и на снегу/льду показали результаты, которые шведы не ожидали от корейских шин. Как бы то ни было, у них явные сложности со сцеплением на мокром асфальте, высокое сопротивление качению, и в целом эти шины просто не дотягивают до лидеров.
12
Star Performer
Winter AS
ИС: V
Вес: 10,3 кг
Тесты
Баллы
Торможение
На льду
6
На снегу
10
На мокром покрытии
9
На сухом покрытии
9
Управляемость
На льду
8
На снегу
6
На мокром покрытии
8
Устойчивость к аквапланированию
6
Лосиный тест
7
Комфорт
7
Сопротивление качению
9
Итоговая оценка
85
Самые дешевые шины в тесте, но ради экономии придется пожертвовать многим. У Star Performer слабые результаты во многих дисциплинах, хотя стоит отметить низкое сопротивление качению.
13
Nokian
Nordman 4
ИС: T
Вес: 8,9 кг
Тесты
Баллы
Торможение
На льду
14
На снегу
10
На мокром покрытии
5
На сухом покрытии
3
Управляемость
На льду
12
На снегу
16
На мокром покрытии
3
Устойчивость к аквапланированию
5
Лосиный тест
5
Комфорт
3
Сопротивление качению
8
Итоговая оценка
84
Шины под бюджетным брендом от Nokian не смогли порадовать хорошими результатами. В некоторых дисциплинах они показывают себя неплохо, но этого недостаточно, чтобы компенсировать общий низкий уровень. Плюс к этому они еще и шумные.
14
Toyo
Observe GSi-5
ИС: T
Вес: 10,1 кг
Тесты
Баллы
Торможение
На льду
14
На снегу
16
На мокром покрытии
1
На сухом покрытии
5
Управляемость
На льду
14
На снегу
10
На мокром покрытии
1
Устойчивость к аквапланированию
1
Лосиный тест
3
Комфорт
5
Сопротивление качению
10
Итоговая оценка
80
Toyo, как и многие другие шины, не смогли продемонстрировать баланс между сцеплением на снегу/льду и асфальте. Более того, Toyo хуже всего справляются с ездой по мокрой дороге, и низкое сопротивление качению извинением служить тоже не может.
15
AGI
Sarek 2
ИС: Q
Вес: 10,4 кг
Тесты
Баллы
Торможение
На льду
4
На снегу
12
На мокром покрытии
7
На сухом покрытии
9
Управляемость
На льду
10
На снегу
11
На мокром покрытии
3
Устойчивость к аквапланированию
7
Лосиный тест
5
Комфорт
2
Сопротивление качению
6
Итоговая оценка
79
Восстановленные шины многие европейцы считают неплохим выбором, но если говорит об оптимальном уровне безопасности, то его здесь просто нет, так что эти шины TV не рекомендует.
16
BFGoodrich
g-Force stud
ИС: Q
Вес: 9,6 кг
Тесты
Баллы
Торможение
На льду
2
На снегу
14
На мокром покрытии
8
На сухом покрытии
10
Управляемость
На льду
2
На снегу
14
На мокром покрытии
7
Устойчивость к аквапланированию
7
Лосиный тест
7
Комфорт
5
Сопротивление качению
1
Итоговая оценка
77
Хорошие шины для зимы, но только если вам не будет встречаться лед. Хорошее сцепление на сухом и мокром асфальте, но самое высокое сопротивление качению. Как заявили эксперты TV, в целом у этих шин один из самых худших балансов характеристик, который они только встречали. Вердикт: Избегать!