Глаза – это зеркало души, а по взгляду зачастую можно понять очень многое. С автомобилями — похожая история: в зависимости от дизайнерского решения по передней оптике "выражение лица" автомобиля может быть добродушным или же, напротив, брутально-агрессивным. Именно по второму пути пошли дизайнеры самых ярких масл-каров второй половины прошлого века. Сегодня мы вспомним, с кого это началось, и пройдемся по самым ярким представителям «слепых мускулов».
Начало
Первая официальная попытка скрыть фары на серийном автомобиле была предпринята еще до Второй мировой войны: дизайнер американской фирмы Cord Automobile Гордон Миллер Бьюриг, называвший себя "скульптором автомобильных кузовов", в 1936 году решил отказаться от выступающих каплеобразных фар на отдельных крыльях и скрыл их в полостях крыла, которое имело форму поплавка, использующегося на гидропланах. Таким образом, в неработающем состоянии фару не было видно, а очертания её корпуса по форме полностью повторяли линию крыла.
Первым автомобилем со скрытыми фарами стал американский Cord 810
1 / 6
Первым автомобилем со скрытыми фарами стал американский Cord 810
2 / 6
Первым автомобилем со скрытыми фарами стал американский Cord 810
3 / 6
Первым автомобилем со скрытыми фарами стал американский Cord 810
4 / 6
Первым автомобилем со скрытыми фарами стал американский Cord 810
5 / 6
Первым автомобилем со скрытыми фарами стал американский Cord 810
6 / 6
На панели приборов была предусмотрена рукоятка, с помощью которой водитель вручную поднимал фары для освещения дороги.
Кроме инновационного расположения оптики Cord имел и множество других новшеств — к примеру, привод на передние колёса (!), несущий кузов, независимая передняя подвеска и полуавтоматическая трансмиссия. Увы, первый блин вышел комом: из-за технических проблем откровенно "сырой" и изобилующий детскими болезнями, но при этом очень нетривиальный Cord так и не снискал признания рынка, причём проблему не решил даже куда более мощный и скоростной Cord 812. В 1937-м компания успешно обанкротилась. Однако уже в следующем, 1938 году, американская же компания Buick показала первый в истории мирового автопрома концепт кар Y-Job, дизайн которого разработал Харли Эрл. Этот двухдверный концепт также отличался скрытой оптикой, однако фары у машины "появлялись и пропадали" уже с помощью электричества!
Buick Y-Job – первый концепт-кар. За рулём на первом фото – сам Харли Эрл
1 / 5
Buick Y-Job – первый концепт-кар. За рулём на первом фото – сам Харли Эрл
2 / 5
Buick Y-Job – первый концепт-кар. За рулём на первом фото – сам Харли Эрл
3 / 5
Buick Y-Job – первый концепт-кар. За рулём на первом фото – сам Харли Эрл
4 / 5
Buick Y-Job – первый концепт-кар. За рулём на первом фото – сам Харли Эрл
5 / 5
Увы, грянувшая вскоре война внесла свои коррективны и производителям стало не до экспериментов даже в относительно благополучной в плане военных потерь Америке. А отделение DeSoto, выпускавшие автомобили "повышенной престижности" по сравнению с обычными Бьюиками, при всей своей аэродинамичности имели фары, открытые всем ветрам и взорам, пусть и изящно вписанные в передок обтекаемой формы.
Обтекаемые, но открытые: оптика на DeSoto Airflow была интегрированной в переднюю часть
1 / 4
Обтекаемые, но открытые: оптика на DeSoto Airflow была интегрированной в переднюю часть
2 / 4
Обтекаемые, но открытые: оптика на DeSoto Airflow была интегрированной в переднюю часть
3 / 4
Обтекаемые, но открытые: оптика на DeSoto Airflow была интегрированной в переднюю часть
4 / 4
Впоследствии к теме скрытых, а не просто подъемных фар в мире вернулись спустя несколько десятилетий.
Ослепленные мощностью
Считается, что у истоков этого решения стояла, опять-таки, компания Buick со своей моделью Riviera, появившейся в 1963 году.
Билл Митчелл из General Motors вдохновлялся довоенными американскими автомобилями с их вертикальным расположением решетки радиатора, но попытка "приделать её в лоб", которую предприняли многие дизайнеры вроде фордовцев с их Edsel оказалась неудачной. Митчелл же взглянул на это по-новому, установив не одну вертикальную решетку, а целых две, причем по краям горизонтальной решетки более традиционного стиля. В первоначальном концептуальном варианте Buick Riviera Silver Arrow Concept Car на широкой горизонтальной решетке вообще не наблюдалось никакой оптики, что визуально делало и без того немаленькую машину более широкой и приземистой.
Buick Riviera Silver Arrow Concept Car
1 / 4
Buick Riviera Silver Arrow Concept Car
2 / 4
Buick Riviera Silver Arrow Concept Car
3 / 4
Buick Riviera Silver Arrow Concept Car
4 / 4
Но ведь без фар на серийном автомобиле не поездишь, верно? На первых серийных версиях, была предусмотрена традиционная "открытая" оптика, расположенная по краям решетки.
1 / 3
2 / 3
3 / 3
Однако наиболее эффектно и даже брутально смотрелась, разумеется, "слепая" версия, визуально лишённая фар, которая вышла в 1965-м. Головная оптика у этой машины была, просто расположили её за теми самыми вертикальными "трёхмерными" решетками сложного дизайна, которые завершали линии передних крыльев на передних торцах. А при необходимости решетки "разъезжались" при помощи пневмопривода, открывая вертикально расположенные фары.
Особой пикантности придавало то, что Митчелл изначально рисовал ни разу не Buick, а вполне себе Cadillac LaSalle, однако в самый последний момент боссы GM передумали выпускать столь радикальный по внешности Cadillac и решили производить машину под более "народной" маркой — как оказалось, предпочтение отдали старейшему бренду Buick.
Самый красивый и замечательный: основатель Jaguar Уильям Лайонс заявил, что "команда Buick проделала замечательную работу", Серджио Пининфарина сказал, что "это один из самых красивых американских автомобилей всех времен", а известный промышленный дизайнер Реймонд Лоуи во время дебюта новой модели Buick в Париже назвал Riviera "самым красивым американским серийным автомобилем.
Нужно понимать, что после "авиационной" темы с гротескными килями на задних крыльях и обилием хрома потенциальный покупатель был готов практически к чему угодно — особенно, если это круто выглядело
На более поздних вариантах Ривьеры выпуска 1966-1970 годов с куда более спокойным дизайном фары головного света в нерабочем положении прятались за центральной решеткой со сдвижными секциями.
Во втором поколении дизайн Riviera cтал менее экспрессивным
Решетка или оптика: на Ривьере четыре круглые фары было видно только тогда, когда они светили
Здесь хорошо видно, куда девались фары в нерабочем положении
В частности, "слепыми" стали многие модели так называемых "масл-каров", которым такое решение подходило, что называется, "идеологически", ведь эти машины были самыми отъявленными "плохими парнями" в автомобильном мире и скрытые фары лишь подчеркивали сущность "мускулов". Просто взгляните на них – неудивительно, что это дизайнерское решение до сиз пор будоражит умы тюнеров и фанатов.
Отличник ГТО: Pontiac GTO был одним из самых красивых «мускулов» всех времен и народов
1 / 5
Отличник ГТО: Pontiac GTO был одним из самых красивых «мускулов» всех времен и народов
2 / 5
Отличник ГТО: Pontiac GTO был одним из самых красивых «мускулов» всех времен и народов
3 / 5
Отличник ГТО: Pontiac GTO был одним из самых красивых «мускулов» всех времен и народов
4 / 5
Отличник ГТО: Pontiac GTO был одним из самых красивых «мускулов» всех времен и народов
5 / 5
Cougar с переводе с английского означает «пума», но в дикой природе пума с таким дизайном морды вряд ли смогла бы выжить
1 / 14
Cougar с переводе с английского означает «пума», но в дикой природе пума с таким дизайном морды вряд ли смогла бы выжить
2 / 14
Cougar с переводе с английского означает «пума», но в дикой природе пума с таким дизайном морды вряд ли смогла бы выжить
3 / 14
Cougar с переводе с английского означает «пума», но в дикой природе пума с таким дизайном морды вряд ли смогла бы выжить
4 / 14
Cougar с переводе с английского означает «пума», но в дикой природе пума с таким дизайном морды вряд ли смогла бы выжить
5 / 14
Cougar с переводе с английского означает «пума», но в дикой природе пума с таким дизайном морды вряд ли смогла бы выжить
6 / 14
Cougar с переводе с английского означает «пума», но в дикой природе пума с таким дизайном морды вряд ли смогла бы выжить
7 / 14
Cougar с переводе с английского означает «пума», но в дикой природе пума с таким дизайном морды вряд ли смогла бы выжить
8 / 14
Cougar с переводе с английского означает «пума», но в дикой природе пума с таким дизайном морды вряд ли смогла бы выжить
9 / 14
Cougar с переводе с английского означает «пума», но в дикой природе пума с таким дизайном морды вряд ли смогла бы выжить
10 / 14
Cougar с переводе с английского означает «пума», но в дикой природе пума с таким дизайном морды вряд ли смогла бы выжить
11 / 14
Cougar с переводе с английского означает «пума», но в дикой природе пума с таким дизайном морды вряд ли смогла бы выжить
12 / 14
Cougar с переводе с английского означает «пума», но в дикой природе пума с таким дизайном морды вряд ли смогла бы выжить
13 / 14
Cougar с переводе с английского означает «пума», но в дикой природе пума с таким дизайном морды вряд ли смогла бы выжить
14 / 14
Dodge Charger – любимый вариант плохих парней. В том числе, и в кино
1 / 5
Dodge Charger – любимый вариант плохих парней. В том числе, и в кино
2 / 5
Dodge Charger – любимый вариант плохих парней. В том числе, и в кино
3 / 5
Dodge Charger – любимый вариант плохих парней. В том числе, и в кино
4 / 5
Dodge Charger – любимый вариант плохих парней. В том числе, и в кино
5 / 5
Передок Oldsmobile Toronado стилистически напоминал по дизайну позднюю Ривьеру
1 / 4
Передок Oldsmobile Toronado стилистически напоминал по дизайну позднюю Ривьеру
2 / 4
Передок Oldsmobile Toronado стилистически напоминал по дизайну позднюю Ривьеру
3 / 4
Передок Oldsmobile Toronado стилистически напоминал по дизайну позднюю Ривьеру
4 / 4
Обман зрения: Plymouth Fury на изображениях пытались сделать еще шире, чем он был на самом деле
1 / 5
Обман зрения: Plymouth Fury на изображениях пытались сделать еще шире, чем он был на самом деле
2 / 5
Обман зрения: Plymouth Fury на изображениях пытались сделать еще шире, чем он был на самом деле
3 / 5
Обман зрения: Plymouth Fury на изображениях пытались сделать еще шире, чем он был на самом деле
4 / 5
Обман зрения: Plymouth Fury на изображениях пытались сделать еще шире, чем он был на самом деле
5 / 5
Chevrolet Camaro некоторое время тоже был «слепым». И грозным
1 / 5
Chevrolet Camaro некоторое время тоже был «слепым». И грозным
2 / 5
Chevrolet Camaro некоторое время тоже был «слепым». И грозным
3 / 5
Chevrolet Camaro некоторое время тоже был «слепым». И грозным
4 / 5
Chevrolet Camaro некоторое время тоже был «слепым». И грозным
5 / 5
Так вот ты какой, Chrysler 300 здорового человека!
1 / 5
Так вот ты какой, Chrysler 300 здорового человека!
2 / 5
Так вот ты какой, Chrysler 300 здорового человека!
3 / 5
Так вот ты какой, Chrysler 300 здорового человека!
4 / 5
Так вот ты какой, Chrysler 300 здорового человека!
5 / 5
Гомер, Мильтон и Флитвуд: оказывается, «слепым» был даже Его Величество Cadillac!
1 / 3
Гомер, Мильтон и Флитвуд: оказывается, «слепым» был даже Его Величество Cadillac!
2 / 3
Гомер, Мильтон и Флитвуд: оказывается, «слепым» был даже Его Величество Cadillac!
3 / 3
Именно шестидесятые стали золотым временем, подарившим нам такой мощный стилистический прием, как оптика, спрятанная за решеткой радиатора.
Да, в те времена, в которых бы с удовольствием жил бы любой "петролхэд", автопроизводителям не нужно было заморачиваться ни экологическими нормами, ни показной экономичностью своих моделей, ни их активной и пассивной безопасностью с точки зрения сохранности обитателей салона и пассажиров. А в известной поговорке про страсть, вещества и рок-н-ролл последний был самой безобидной составляющей…
Однако уже в семидесятые годы оптика на подавляющем большинстве "американцев" стала традиционно-открытой, а из немногочисленных исключений из общего правила можно вспомнить разве что Lincoln Continental Mark III, который позиционировался как прямой конкурент Cadillac Eldorado.
«А Марк был хороший…» И со скрытой оптикой, заметим
1 / 3
«А Марк был хороший…» И со скрытой оптикой, заметим
2 / 3
«А Марк был хороший…» И со скрытой оптикой, заметим
3 / 3
Однако дизайн стремительно менялся, и многие автомобильные художники американских компаний поняли, что открытой оптикой можно и нужно подчеркивать "выражение лица", не используя в семидесятые годы приёмы прошлого. Что, впрочем, не мешало использовать подъемную оптику на откровенно спортивных моделях – но именно подъемную, а не просто скрытую за решеткой или непрозрачным щитком.
Почему же исчезли с американских машин исчезли скрытые, а то и просто подъемные фары? Во-первых, пневматические или электрические механизмы не отличались высокой надёжностью и со временем "слепые" машины в прямом смысле становились "подслеповатыми", что было явно небезопасно. Во-вторых, довольно жесткие правила безопасности в части формы головного освещения на автомобилях, продаваемых на рынке США, накладывали существенные ограничения, которые заставили производителей просто отказаться от подобного решения. Ведь у него было единственное очевидное преимущество — эстетическая составляющая, а вот все остальные особенности, по сути, являлись довольно существенными недостатками. К примеру, попробуйте на машине с подобной оптикой просто "мигнуть" встречному дальним светом фар, как это принято у нас в отдельных случаях!