respor 01.10.2021

Российские шины Viatti приняли участие в новом тесте финского журнала, показав очень неплохие результаты на снегу и льду

Список протестированных шин:

  • Bridgestone Noranza Van 001
  • Continental VanContact Ice
  • Gislaved Nord*Frost Van 2
  • Goodyear Cargo UltraGrip 2
  • Hankook Winter i*Pike LT RW09
  • Michelin Agilis X-Ice North
  • Nokian Hakkapeliitta C3
  • Viatti Vettore Inverno (V-524)

Автомобильные журналы чаще всего тестируют легковые шины, тогда как испытания шин для коммерческого транспорта проводятся намного реже, а тесты шипованных легкогрузовых шин – это и вовсе почти уникальный случай. Сравнить шины этой категории решили в финском журнала Moottori, в котором отметили, что это связано не только с большим количеством автофургонов на дорогах страны (12% от количества легковых автомобилей), но и с тем, что многие известные производители выпускают шины этого класса. В тесте приняли участие восьми брендов — Bridgestone Noranza Van 001, Continental VanContact Ice, Gislaved Nord*Frost Van 2, Goodyear Cargo Ultra Grip 2, Hankook Winter i*Pike LT, Michelin Agilis X-Ice North, Nokian Hakkapeliitta C3, а также, что особенно интересно, российские Viatti Vettore Inverno.

Коммерческие шины, которые устанавливаются на микроавтобусы, легкие грузовики и дома на колесах, легче всего определить по литере “C” (Commercial) в типоразмере, и в тесте сравнение прошли шины размерности 215/65 R16C. В сравнении с легковыми шинами «цэшки» предназначены для выдерживания более высоких нагрузок и обладают увеличенной устойчивостью к износу и повреждениям. Конструкция шин отличается повышенной прочностью и включает в себя большее число слоев каркаса, тогда как резиновые смеси оптимизируются для повышения износостойкости, а рисунки, как правило, состоят из более крупных блоков.

В Скандинавии шипованные коммерческие шины попадают под те же требования, что и легковые, то есть шипов должно быть не более 50-ти на погонный метр протектора, либо они должны укладываться в нормативы по износу дорожного покрытия. В протестированных Hankook было 106 шипов, в Bridgestone и Nokian – по 108, а у Michelin и Viatti их число было значительно больше, чем у остальных, — 124 и 128 соответственно. Поскольку финское Агентство по трафику и коммуникациям Traficom не сертифицировало Viatti (шипов больше 50-ти на погонный метр, тест на износ дорожного покрытия, чьи результаты признавались бы в стране, не проводился), шины в конечном счете были дисквалифицированы, но поскольку в России эти требования не действуют, мы решили оставить их в общем рейтинге.

Лед

Шины семейства Hakkapeliitta традиционно считаются одними из самых эффективных на льду, и модель Hakkapeliitta C3 не ударила в грязь лицом, заняв первое место в тесте на тяговое усилие. Второе место достается Continental, а Viatti со своими 128 шипами стали третьими, обогнав Hankook. Остальные четыре шины показали менее высокие результаты, а худшими оказались Bridgestone.

Разгон на льду

В тесте на торможение расстановка сил изменилась, и только Nokian смогли сохранить свою позицию. Вторыми стали Hankook, тогда как Bridgestone поднялись на пятое место, обойдя Viatti с заметным отрывом. В число отстающих на этот раз вошли Michelin и Goodyear.

Торможение на льду

На извилистой ледяной трассе в лидеры выбились Continental, у которых очень высокое сцепление как на передней, так и на задней оси, то есть управляемость хорошая и без избыточной поворачиваемости. Сцепление Nokian было, возможно, даже выше, чем у Continental, и у них также отличная боковая устойчивость, но шины оказались склонны к избыточной поворачиваемости. В то же время у Nokian все равно очень хороший результат, поскольку помогает сильное продольное сцепление. Viatti уступили Nokian несколько сотых секунды, но шины существенно отличаются по своим характеру. Управление на Viatti менее острое, и приходится использовать большие углы повороты руля, но задние шины хорошо противостоят скольжению, и нет склонности к избыточной поворачиваемости.

Gislaved на льду выступили заметно слабее шин Continental от того же производителя, поскольку подвержены заносам в поворотах, а когда сцепление стабилизируется, проявляется избыточная поворачиваемость. Далее следуют Bridgestone и Hankook, у которых было почти одинаковое время. Bridgestone в целом обеспечивает хорошую управляемость, но не терпят высоких скоростей, а у Hankook хорошее сцепление на передней оси, но слабое на задней, из-за чего шины ведут себя несбалансированно. По словам экспертов, если бы сцепление было еще немного ниже, восстановить его после ухода в занос было бы очень сложно.

Michelin заняли только седьмое место, поскольку, хотя у них достаточно хорошая информативность, есть также и склонность к избыточной поворачиваемости, и в Moottori отметили, что, хотя в случае с легковыми Michelin X-Ice North 4 это сработало, большое количество шипов не всегда обеспечивает отличные показатели на льду. Слабее же всех в этой части тестов оказались Goodyear, которые имеют склонность и к недостаточной, и к избыточной поворачиваемости, и нужно время, чтобы к этому привыкнуть, а слабое продольное сцепление ситуацию тоже не улучшает.

В целом эксперты отметили, что хотя в тестах на льду результаты шин обычно очень существенно различаются, на этот раз такого не было, и разница между лучшей и худшей шинами в испытании на управляемость составила всего 7%, что заметно меньше, чем было в сравнении легковых шипованных шин.

Управляемость на льду

Снег

Шины, обеспечивающие высокое тяговое усилие на льду, сохранили лидерство в этой дисциплине и на снегу, а отстающие также остались в нижней части рейтинга. Лучшими же на заснеженной поверхности стали Hankook, Continental и Nokian.

Разгон на снегу

В тесте на торможение все шины заняли такие же места, как и в предыдущем испытании, а тормозной путь Goodyear был на 18% длиннее, чем у Hankook.

Торможение на снегу

Трасса, где оценивалась управляемость на снегу, включала в себя спуски, подъемы и повороты различных типов, и лучшее время позволили показать Nokian, про которые эксперты сказали, что по своему поведению они напоминают легковые шины финского бренда и, что похвально, не склонны к недостаточной поворачиваемости. Небольшая избыточная поворачиваемость присутствует, но шины хорошо противостоят заносам на задней оси, или же можно помочь им при помощи контрруления. Вторыми по времени круга стали Viatti, по поведению схожие с Nokian. Сцепление на передней оси почти такое же высокое, и оно быстро восстанавливается после проскальзывания. В то же время Viatti сопротивляются резким заносам немного слабее шин финской компании. Третье место осталось за Hankook, у которых тоже высокое сцепление на передней оси, то есть они также более склонны к избыточной поворачиваемости. При этом, при заносе кормы шины восстанавливают сцепление медленнее, чем Nokian.

Четвертыми стали Continental, которые склонны к недостаточной поворачиваемости, но снос начинается плавно. Избыточная поворачиваемость почти отсутствует. Занявшие пятое место Gislaved сопротивляются недостаточной поворачиваемости лучше шин флагманского бренда своего производителя, но тенденция все же сохраняется. Кроме этого, в отличие от Continental у Gislaved есть склонность к скольжению на задней оси. Далее следуют Bridgestone, которые имеют склонность и к недостаточной, и к избыточной поворачиваемости, и при этом сцепление восстанавливается относительно медленно на обеих осях, а его общий уровень явно ниже, чем у шин из первой пятерки.

Шины Michelin склонны к недостаточной поворачиваемости, и хотя поведение в целом логичное, придется ждать, когда восстановится сцепление на передней оси. На последней строчке снова Goodyear, которые, как и на льду, заметно отстают от конкурентов. Как и Michelin, Goodyear слабо сопротивляются возникновению недостаточной поворачиваемости, и сцепление восстанавливается довольно долго, а отличие в том, что Goodyear также могут уходить в занос и на задней оси, и в этом случае придется вмешиваться водителю.

По словам испытателей, обычно отличия между шинами на снегу меньше, чем на льду, и на этот так было в первых двух дисциплинах, но, что несколько удивило, в тесте на управляемость сложилась обратная ситуация.

Управляемость на снегу

Асфальт

Коммерческие шины изготавливаются из более жестких резиновых смесей, чем легковые, что уменьшает отличия между ними на асфальте. К примеру, по остроте управления лучшими были признаны Michelin, но у Continental, Gislaved и Nokian тоже хорошие показатели, а Bridgestone и Hankook если и отстали и совсем немного. Во время совершения плавного маневра, имитирующего смену полосы на шоссе, лучшую устойчивость обеспечивают Continental, Goodyear и Gislaved, а худшими по этому показателю стали Viatti, но отрыв от соперников был не таким существенным. Nokian и Hankook оказались наиболее устойчивыми к колейности, а Bridgestone «рыскают» сильнее всего, но все равно намного меньше, чем самые чувствительные к этому явлению легковые шины.

На мокром покрытии лучшими были признаны Goodyear, которые надежно ведут себя в резких поворотах. Далее следуют Michelin и Gislaved, которые склонны к небольшой недостаточной поворачиваемости. На Continental необходимы большие углы поворота руля, Nokian не хватает поперечного сцепления, а по поводу Viatti эксперты отметили, что восстановления сцепления после начала скольжения придется подождать, и в целом шины обеспечивают хорошую управляемость, но у них очень низкий лимит скорости.

Торможение на мокром асфальте

Управляемость на мокром асфальте

Торможение на сухом асфальте

По итогам измерений самыми тихими оказались Goodyear, но эксперты отметили, что их шум несколько утомляет, поскольку включает и гул, и колеблющиеся частоты. В то же время шум Continental очень ровный и без цоканья шипов, а Gislaved в целом похожи на Continental, но шипы все-таки слышны. Низкочастотный шум Hankook был достаточно приятным для слуха, тогда как Nokian издают гудящий звук, сопровождаемый стуком шипов, а у Bridgestone тоже слышен звук контакта шипов с дорогой.

Шум в салоне в различных скоростных режимах, дБ(А)

Итоги

Продукция Nokian многократно побеждала в тестах шипованных шин для легковых автомобилей, и в испытаниях шин для коммерческого транспорта финский бренд тоже занимает первое место. Hakkapeliitta C3 показали отличные результаты и на льду, и на снегу, и кроме того, они стабильно вели себя во время совершения экстренного маневра на асфальте. Второе место с минимальным отставанием заняли Continental VanContact Ice, которые тоже очень эффективно работают на снегу и льду, но в тестах на асфальте уже не были в числе лидеров, и у них, к примеру, был длинный тормозной путь на сухом покрытии. В тройку лучших также вошли Gislaved Nord*Frost Van 2 от того же концерна Continental, которые в отличие от VanContact не просто быстро останавливают автомобиль на асфальте, но и вовсе заняли по этому параметру первое место как на сухом, так и на мокром покрытии. Gislaved также очень ровно выступили в тестах на снегу и льду, так что шины могут похвастать хорошим балансом характеристик, и они дешевле шин премиум-брендов. За Gislaved разместились Hankook Winter i*pike LT, которые продемонстрировали хорошие результаты на снегу и льду, но не смогли занять более высокое место из-за слабого сцепления на мокром покрытии. Добавим, что совсем недавно корейцы представили новинку в этом сегменте, которая получила название Hankook Winter i*pike LV.

Шины Viatti Vettore Inverno не были сертифицированы для продажи в Финляндии, из-за чего схлопотали дисквалификацию, но поскольку российским требованиям они, естественно, отвечают, мы оставили их в общем рейтинге, в котором они заняли пятое место, обойдя трех признанных лидеров рынка – Bridgestone, Michelin и Goodyear. Вероятно, отсутствие скандинавских ограничений дало о себе знать, и Viatti, которые имели самое большое количество шипов в тесте, показали очень хорошие результаты на льду. Кроме этого, на снегу у них было высокое тяговое усилие, а в тесте на управляемость они заняли второе место, уступив только Nokian. В то же время сбалансированностью характеристик Viatti не отличаются, и они потеряли баллы из-за самого длинного тормозного пути на сухом и мокром покрытии, а также недостаточно хорошей управляемости на мокром асфальте.

Шины Bridgestone Noranza Van 001 тоже не могут похвастать хорошим балансом параметров, и у них низкое сцепление на льду и снегу сочетается с очень высокой эффективностью торможения на сухом асфальте, а еще ниже опустились Michelin Agilis X-Ice North, показавшие слабые результаты на обледенелой и заснеженной поверхности, но при этом занявшие высокие места в испытаниях на мокром покрытии. Последняя же строчка в общем зачете досталась шинам Goodyear Cargo UltraGrip 2, которые в тестах на снегу и льду оказались худшими в пяти дисциплинах из шести.



1 место

Nokian Hakkapeliitta C3

  Купить от 10667 р.

Средняя глубина протектора, мм : 10

Твердость резины по Шору, ед. : 62

DOT-код : YLMJ

Масса шины, кг : 13,6

Количество шипов, шт. : 108

Индексы : 109/107 R

Дата производства : 04/21

Страна производства : Финляндия

Дисциплина Баллы Весомость
Управляемость на льду (субъективно) 8,5 10%
Управляемость на льду 8,8 10%
Разгон на льду 9,5 10%
Торможение на льду 9,5 10%
Общая оценка на льду 9,1 40%
Управляемость на снегу (субъективно) 8,8 7,5%
Управляемость на снегу 9 7,5%
Разгон на снегу 9,3 7,5%
Торможение на снегу 9,3 7,5%
Общая оценка на снегу 9,1 30%
Управляемость на мокром покрытии (субъективно) 7,5 5%
Управляемость на мокром покрытии 8,3 5%
Торможение на мокром покрытии 8 5%
Управляемость на сухом покрытии (субъективно) 8,1 5%
Торможение на сухом покрытии 8,6 5%
Комфорт/шум в салоне (субъективно) 8 5%
Общая оценка на асфальте 8,1 30%
ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА 8,8 100%

Высокое тяговое усилие, короткий тормозной путь и хорошая управляемость на льду и снегу
Хорошая курсовая устойчивость
Стабильное поведение в экстренной ситуации на асфальте

Повышенный уровень шума



2 место

Continental VanContact Ice

  Купить от 10995 р.

Средняя глубина протектора, мм : 10,7

Твердость резины по Шору, ед. : 69

DOT-код : 1VL 04E8AF

Масса шины, кг : 14,8

Количество шипов, шт. : 110

Индексы : 109/107 R

Дата производства : 35/20

Страна производства : Россия

Дисциплина Баллы Весомость
Управляемость на льду (субъективно) 9 10%
Управляемость на льду 9 10%
Разгон на льду 8,7 10%
Торможение на льду 8,4 10%
Общая оценка на льду 8,8 40%
Управляемость на снегу (субъективно) 8,5 7,5%
Управляемость на снегу 8,7 7,5%
Разгон на снегу 9,5 7,5%
Торможение на снегу 9,4 7,5%
Общая оценка на снегу 9 30%
Управляемость на мокром покрытии (субъективно) 8 5%
Управляемость на мокром покрытии 8,4 5%
Торможение на мокром покрытии 8,1 5%
Управляемость на сухом покрытии (субъективно) 8,2 5%
Торможение на сухом покрытии 8,4 5%
Комфорт/шум в салоне (субъективно) 8,3 5%
Общая оценка на асфальте 8,2 30%
ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА 8,7 100%

Высокое поперечное сцепление и хорошая управляемость на льду
Высокое тяговое усилие и короткий тормозной путь на снегу
Хороший уровень акустического комфорта

Относительно длинный тормозной путь на сухом покрытии
Средние результаты на мокром покрытии



3 место

Gislaved Nord*Frost Van 2

Средняя глубина протектора, мм : 10,7

Твердость резины по Шору, ед. : 69

DOT-код : VL6V JCDD

Масса шины, кг : 14,6

Количество шипов, шт. : 110

Индексы : 109/107 R

Дата производства : 44/20

Страна производства : Россия

Дисциплина Баллы Весомость
Управляемость на льду (субъективно) 8 10%
Управляемость на льду 8,5 10%
Разгон на льду 6,7 10%
Торможение на льду 8,3 10%
Общая оценка на льду 7,9 40%
Управляемость на снегу (субъективно) 8,5 7,5%
Управляемость на снегу 8,7 7,5%
Разгон на снегу 9,1 7,5%
Торможение на снегу 9,1 7,5%
Общая оценка на снегу 8,9 30%
Управляемость на мокром покрытии (субъективно) 8,5 5%
Управляемость на мокром покрытии 8,6 5%
Торможение на мокром покрытии 9,5 5%
Управляемость на сухом покрытии (субъективно) 8 5%
Торможение на сухом покрытии 9,5 5%
Комфорт/шум в салоне (субъективно) 8,2 5%
Общая оценка на асфальте 8,7 30%
ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА 8,4 100%

Сбалансированное поведение на снегу
Самый короткий тормозной путь на сухом и мокром покрытии
Хорошая управляемость на мокром покрытии



4 место

Hankook Winter i*Pike LT RW09

Средняя глубина протектора, мм : 10,1

Твердость резины по Шору, ед. : 60

DOT-код : T7UF ECH

Масса шины, кг : 14,4

Количество шипов, шт. : 106

Индексы : 109/107 R

Дата производства : 23/20

Страна производства : Южная Корея

Дисциплина Баллы Весомость
Управляемость на льду (субъективно) 7 10%
Управляемость на льду 8,5 10%
Разгон на льду 7,6 10%
Торможение на льду 9 10%
Общая оценка на льду 8 40%
Управляемость на снегу (субъективно) 8,5 7,5%
Управляемость на снегу 8,9 7,5%
Разгон на снегу 9,5 7,5%
Торможение на снегу 9,5 7,5%
Общая оценка на снегу 9,1 30%
Управляемость на мокром покрытии (субъективно) 7 5%
Управляемость на мокром покрытии 7,8 5%
Торможение на мокром покрытии 7,3 5%
Управляемость на сухом покрытии (субъективно) 7,7 5%
Торможение на сухом покрытии 8,6 5%
Комфорт/шум в салоне (субъективно) 8 5%
Общая оценка на асфальте 7,7 30%
ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА 8,3 100%

Высокое тяговое усилие и короткий тормозной путь на льду и снегу
Хорошая управляемость на снегу

Длинный тормозной путь, слабая боковая устойчивость и недостаточно хорошая управляемость на мокром покрытии
Недостаточно хорошая управляемость на льду



5 место

Viatti Vettore Inverno (V-524)

  Купить от 7403 р.

Средняя глубина протектора, мм : 10

Твердость резины по Шору, ед. : 65

DOT-код : YU1C F05N

Масса шины, кг : 12,8

Количество шипов, шт. : 128

Индексы : 109/107 R

Дата производства : 30/17

Страна производства : Россия

Дисциплина Баллы Весомость
Управляемость на льду (субъективно) 8,5 10%
Управляемость на льду 8,8 10%
Разгон на льду 7,8 10%
Торможение на льду 7,3 10%
Общая оценка на льду 8 40%
Управляемость на снегу (субъективно) 8,5 7,5%
Управляемость на снегу 8,9 7,5%
Разгон на снегу 9 7,5%
Торможение на снегу 9,1 7,5%
Общая оценка на снегу 8,9 30%
Управляемость на мокром покрытии (субъективно) 7 5%
Управляемость на мокром покрытии 7,7 5%
Торможение на мокром покрытии 7,2 5%
Управляемость на сухом покрытии (субъективно) 7,2 5%
Торможение на сухом покрытии 7,9 5%
Комфорт/шум в салоне (субъективно) 7,5 5%
Общая оценка на асфальте 7,4 30%
ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА 8,1 100%

Высокое тяговое усилие и хорошая управляемость на льду
Хорошая управляемость на снегу

Очень длинный тормозной путь на сухом и мокром асфальте
Слабое сцепление и недостаточно хорошая управляемость на мокром покрытии
Повышенный уровень шума



6 место

Bridgestone Noranza Van 001

Средняя глубина протектора, мм : 10

Твердость резины по Шору, ед. : 66

DOT-код : 60MJ

Масса шины, кг : 13,8

Количество шипов, шт. : 108

Индексы : 109/107 R

Дата производства : 10/20

Страна производства : Россия

Дисциплина Баллы Весомость
Управляемость на льду (субъективно) 8 10%
Управляемость на льду 8,5 10%
Разгон на льду 5,7 10%
Торможение на льду 8,2 10%
Общая оценка на льду 7,6 40%
Управляемость на снегу (субъективно) 7,8 7,5%
Управляемость на снегу 8,3 7,5%
Разгон на снегу 8,7 7,5%
Торможение на снегу 8,4 7,5%
Общая оценка на снегу 8,4 30%
Управляемость на мокром покрытии (субъективно) 7,5 5%
Управляемость на мокром покрытии 8,2 5%
Торможение на мокром покрытии 8 5%
Управляемость на сухом покрытии (субъективно) 7,8 5%
Торможение на сухом покрытии 9,2 5%
Комфорт/шум в салоне (субъективно) 8 5%
Общая оценка на асфальте 8,1 30%
ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА 8 100%

Короткий тормозной путь и хорошая управляемость на сухом покрытии

Слабое тяговое усилие и в целом относительно низкий уровень сцепления на льду
Относительно низкое продольное сцепление на снегу
Нестабильное поведение на снегу и льду
Склонность к недостаточной поворачиваемости на мокром покрытии



7 место

Michelin Agilis X-Ice North

  Купить от 12073 р.

Средняя глубина протектора, мм : 9,9

Твердость резины по Шору, ед. : 69

DOT-код : FK0D 07NX

Масса шины, кг : 13,5

Количество шипов, шт. : 124

Индексы : 109/107 R

Дата производства : 35/19

Страна производства : Франция

Дисциплина Баллы Весомость
Управляемость на льду (субъективно) 7,5 10%
Управляемость на льду 8,1 10%
Разгон на льду 6 10%
Торможение на льду 5,9 10%
Общая оценка на льду 6,9 40%
Управляемость на снегу (субъективно) 7,5 7,5%
Управляемость на снегу 8 7,5%
Разгон на снегу 8,4 7,5%
Торможение на снегу 7,9 7,5%
Общая оценка на снегу 7,9 30%
Управляемость на мокром покрытии (субъективно) 8 5%
Управляемость на мокром покрытии 8,7 5%
Торможение на мокром покрытии 9,1 5%
Управляемость на сухом покрытии (субъективно) 8 5%
Торможение на сухом покрытии 8,9 5%
Комфорт/шум в салоне (субъективно) 8,2 5%
Общая оценка на асфальте 8,5 30%
ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА 7,7 100%

Короткий тормозной путь и хорошая управляемость на мокром покрытии
Короткий тормозной путь на сухом покрытии

Слабое тяговое усилие, длинный тормозной путь и недостаточно хорошая управляемость на льду и снегу



8 место

Goodyear Cargo UltraGrip 2

  Купить от 9320 р.

Средняя глубина протектора, мм : 10

Твердость резины по Шору, ед. : 65

DOT-код : DK0L A5UV

Масса шины, кг : 13,6

Количество шипов, шт. : 110

Индексы : 109/107 T

Дата производства : 43/20

Страна производства : Франция

Дисциплина Баллы Весомость
Управляемость на льду (субъективно) 7 10%
Управляемость на льду 7,8 10%
Разгон на льду 5,8 10%
Торможение на льду 5,8 10%
Общая оценка на льду 6,6 40%
Управляемость на снегу (субъективно) 7 7,5%
Управляемость на снегу 7,6 7,5%
Разгон на снегу 7,9 7,5%
Торможение на снегу 7,2 7,5%
Общая оценка на снегу 7,4 30%
Управляемость на мокром покрытии (субъективно) 9 5%
Управляемость на мокром покрытии 9 5%
Торможение на мокром покрытии 8,3 5%
Управляемость на сухом покрытии (субъективно) 8,4 5%
Торможение на сухом покрытии 8,4 5%
Комфорт/шум в салоне (субъективно) 8,3 5%
Общая оценка на асфальте 8,6 30%
ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА 7,4 100%

Короткий тормозной путь на сухом и мокром покрытии
Высокая боковая устойчивость и хорошая управляемость на мокром покрытии

Слабое тяговое усилие, длинный тормозной путь и плохая управляемость на льду и снегу

Источник