Удивительно, но факт: обновление модельного ряда было характерно для ВАЗа уже в первые годы его существования! Казалось бы, выпускай модернизированные итальянские малолитражки и горя не знай. Однако на ВАЗе считали иначе, поэтому со временем итальянский Fiat 124 Familiare превратился в универсал собственной разработки. ВАЗ-2104 – такое название получил наследник первого универсала Волжского автозавода.
«Раскрутив» до необходимого уровня так называемые «фиатовские» модели, «копейку» и ВАЗ-2103, на ВАЗе сначала слегка осовременили первую, выпустив модификацию ВАЗ-21011, а затем действительно занялись разработкой собственных моделей – полноприводной Нивы, «суперлюксового» ВАЗ-2106, а также продуктов более глубокого вмешательства в платформу Fiat – речь о «пятёрке» и ВАЗ-2107. Не будем забывать и о том, что к началу восьмидесятых годов была практически полностью готова принципиально новая модель – первый переднеприводный хэтчбек ВАЗ-2108. Таким образом, практически весь модельный ряд к новому десятилетию был основательно «перетряхнут». И только универсал ВАЗ-2102 выпускался без особых изменений, хотя базовая модель 2101 к тому времени заметно устарела. Обновлять её «до уровня ноль одиннадцатой» смысла не было – отсутствие клыков на бамперах и другое количество вертикальных планок на решетке радиатора вряд ли сделало бы «двушку» более современной. Вывод напрашивался сам собой: новую модель универсала нужно было выпускать на базе самых современных Жигулей пятого семейства.
Рынки сбыта
Несмотря на то, что в СССР всегда традиционно любили седаны, пятидверные универсалы пользовались популярностью и спросом как у дачников, так и у жителей сельской местности. На автомобилях ездили «по делу» — то есть, обычно использовали их для перевозки грузов, мебели или садово-дачного инвентаря. Универсал же, при всех своих недостатках, имел одно огромное достоинство – при сложенном заднем сиденье внутри образовалась внушительная площадка, что позволяло перевезти как крупную бытовую технику, так и длинномеры.
«Просторное чрево» ВАЗ-2102 оценили по достоинству как в Советском Союзе, так и за границей
Владельцы «двоек» быстро раскусили прелесть своего автомобиля, который при «жигулевских» габаритах позволял перевезти внутри (а не на крыше!) солидный «хабар». Именно поэтому к началу восьмидесятых у вазовского универсала на внутреннем рынке образовался устойчивый круг почитателей, что усугублялось относительно небольшими объемами производства этой модели по сравнению с седанами.
1 / 5
Легковушка с возможностями грузового фургона – примерно так к «двушке» относились современники
2 / 5
Легковушка с возможностями грузового фургона – примерно так к «двушке» относились современники
3 / 5
Легковушка с возможностями грузового фургона – примерно так к «двушке» относились современники
4 / 5
Легковушка с возможностями грузового фургона – примерно так к «двушке» относились современники
5 / 5
Легковушка с возможностями грузового фургона – примерно так к «двушке» относились современники
Но пятидверные Жигули пользовались спросом не только на домашнем рынке: в странах Восточной и даже Западной Европы также активно приобретали советские универсалы, хотя и по немного другим соображениям.
1 / 4
ВАЗ-2102 продавался за рубежом. В Англии модель называлась Estate
2 / 4
ВАЗ-2102 продавался за рубежом. В Англии модель называлась Estate
3 / 4
ВАЗ-2102 продавался за рубежом. В Англии модель называлась Estate
4 / 4
ВАЗ-2102 продавался за рубежом. В Англии модель называлась Estate
Такой тип кузова ассоциировался у европейцев с активным образом жизни, позволяя перевозить различный спортинвентарь. Кроме того, прижимистые жители небольших городков и деревенек также оценили незаурядные грузовые возможности «советского Familiare».
1 / 4
«Четвёрке» предстояло заменить ВАЗ-2102 с сохранением «специализации» использования
2 / 4
«Четвёрке» предстояло заменить ВАЗ-2102 с сохранением «специализации» использования
3 / 4
«Четвёрке» предстояло заменить ВАЗ-2102 с сохранением «специализации» использования
4 / 4
«Четвёрке» предстояло заменить ВАЗ-2102 с сохранением «специализации» использования
Вот только Fiat к тому времени давно снял с производства седаны и универсалы на платформе 124-й модели, а «наивно-круглоглазая» двойка смотрелась архаично даже по меркам не слишком избалованных современной техникой автомобилистов соцлагеря. И чем дальше, тем больше это ощущалось – интерес к первым моделям стал заметно угасать. А ведь каждые экспортные Жигули – это валютные поступления, которые были для советской экономики важнее собственных «деревянных», которыми рассчитывались покупатели Жигулей внутри страны. Именно поэтому новый универсал должен был появиться в сжатые сроки – если есть спрос, то по законам рыночной экономики должно быть и предложение.
Пятая база
Пятое семейство давалось заводу не слишком легко: желание как можно сильнее осовременить Жигули, выпущенные на платформе Fiat середины шестидесятых годов, не лучшим образом сочеталось с технологическими и финансовыми ограничениями. Трогать дверные проёмы и крышу было нельзя, но при этом требовалось «подтянуть» классику до стандартов начала восьмидесятых годов. По сути, из старой машины нужно было сделать новую, ограничиваясь минимальными изменениями.
1 / 2
Издержки унификации: проёмы «пятерки» идентичны «копеечным»
2 / 2
Издержки унификации: проёмы «пятерки» идентичны «копеечным»
В итоге удалось «выжать» почти все из задуманного: благодаря угловатым формам «пятерка» получила куда более современный внешне кузов, да и салон по сравнению с «копейкой» изменился радикально. Ведь в интерьере появились не только совершенно другие детали обивки, сиденья и приборная панель, но и более эффективные системы вентиляции и отопления. Новый образ дополняли большие блок-фары и крупные задние фонари – ничуть не хуже, чем на аналогичных «иномарках» тех лет!
1 / 2
Шины МИ-166, крупная светотехника – новая модель была заметно современнее прежних Жигулей
2 / 2
Шины МИ-166, крупная светотехника – новая модель была заметно современнее прежних Жигулей
В частности, Fiat 131 имел похожие решения передней части – наверняка при разработке «пятерки» не обошлось без вдумчивого анализа итальянских новинок.
1 / 5
Решение передней части на Fiat 131 Familiare намекает на истоки дизайна ВАЗ-2104, однако итальянцы полностью изменили кузов, из-за чего силуэты заметно разнятся
2 / 5
Решение передней части на Fiat 131 Familiare намекает на истоки дизайна ВАЗ-2104, однако итальянцы полностью изменили кузов, из-за чего силуэты заметно разнятся
3 / 5
Решение передней части на Fiat 131 Familiare намекает на истоки дизайна ВАЗ-2104, однако итальянцы полностью изменили кузов, из-за чего силуэты заметно разнятся
4 / 5
Решение передней части на Fiat 131 Familiare намекает на истоки дизайна ВАЗ-2104, однако итальянцы полностью изменили кузов, из-за чего силуэты заметно разнятся
5 / 5
Решение передней части на Fiat 131 Familiare намекает на истоки дизайна ВАЗ-2104, однако итальянцы полностью изменили кузов, из-за чего силуэты заметно разнятся
Впрочем, ВАЗ-2105 отличался от первой модели Жигулей не только внешностью, но и двигателем: 1300-кубовый силовой агрегат получил приводную инновацию – зубчатый ремень в приводе газораспределительного механизма вместо классической цепи. А чтобы при обрыве ремня поршни «не встретились» с клапанами, в днищах поршневой группы предусмотрели специальные выемки. Стали современнее системы зажигания и питания, благодаря чему «ноль пятый» мотор получился более тихим, экономичным и экологичным.
ВАЗ-2105 заметно осовременили не только визуально
Кроме того, в тормозной системе появился вакуумный усилитель, а задние тормозные механизмы оснастили «самоподводящимися» цилиндрами, благодаря чему регулировка зазора между барабаном и колодками уже не требовалась.
Пятерка стала заметно легче в управлении благодаря модернизированному рулевому управлению и новым радиальным шинам модели МИ-166.
2+5=4
При создании новой модели конструкторам необходимо было соединить «новую» платформу от ВАЗ-2105 с задней частью универсала, ведь один из самых дорогостоящих штампов (панель крыши) должен был остаться неизменным, да и дверные проёмы по аналогии с «пятеркой» сохраняли своё родство с «двушкой».
1 / 3
Универсалу по праву достался интерьер ВАЗ-2105 – конечно, за исключением заднего сидения и отделки багажника
2 / 3
Универсалу по праву достался интерьер ВАЗ-2105 – конечно, за исключением заднего сидения и отделки багажника
3 / 3
Универсалу по праву достался интерьер ВАЗ-2105 – конечно, за исключением заднего сидения и отделки багажника
Разумеется, форму наружных панелей задних дверей и задних крыльев требовалось увязать с «пятерочными» — то есть, несколько «оквадратить» их, а вместо наивно-узеньких фонариков от Fiat 124 Familiare новой модели требовалась соответствующая светотехника – прямоугольная и куда большего размера. Попутно для лучшей обзорности увеличили заднее стекло, ведь дверь у новой машины была оригинальная. В соответствии с тенденциями тех лет в качестве дополнительного оборудования комплектацией предусматривался очиститель и обогрев заднего стекла. Возможно, сейчас такая «опция» кажется смешной, однако в СССР им оснащались считаные экземпляры автомобилей.
1 / 2
Сзади «четвёрка» заметно отличается снаружи от ВАЗ-2102, хотя архитектура кормы у них очень близка
2 / 2
Сзади «четвёрка» заметно отличается снаружи от ВАЗ-2102, хотя архитектура кормы у них очень близка
Уже к концу 1980 года специалисты Управления Главного конструктора ВАЗа подготовили необходимую техническую документацию – то есть, «четвёрка» была готова к запуску в производство как раз в тот момент, когда ВАЗ-2105 начал сходить с конвейера.
Однако из-за запуска в серию «семёрки» и подготовки к производству ВАЗ-2108 новому универсалу пришлось немного «потомиться в ожидании». Лишь в 1983 году удалось сварить, окрасить и собрать первые «живые прототипы», а опытно-промышленная партия ВАЗ-2104 сошла с конвейера и вовсе летом 1984 года.
1 / 2
«Четвёрки» из опытной партии на испытаниях
2 / 2
«Четвёрки» из опытной партии на испытаниях
Таким образом, «четверка» ожидала своей очереди несколько лет. За оставшиеся полгода в 1984-м планировали собрать свыше 5 000 новых универсалов, однако по разным причинам было выпущено втрое меньше автомобилей.
Информационный дебют модели состоялся в январском номере журнала За Рулем за 1985 год
1 / 4
Ранние ВАЗ-2104 легко отличить по оригинальным дискам ВАЗ-2105 и светлым водосточным желобкам
2 / 4
Ранние ВАЗ-2104 легко отличить по оригинальным дискам ВАЗ-2105 и светлым водосточным желобкам
3 / 4
Ранние ВАЗ-2104 легко отличить по оригинальным дискам ВАЗ-2105 и светлым водосточным желобкам
4 / 4
Ранние ВАЗ-2104 легко отличить по оригинальным дискам ВАЗ-2105 и светлым водосточным желобкам
Выход на плановую проектную мощность был осуществлен практически одновременно со снятием с производства «двушки» — то есть, на протяжении 1985 года, а уже с 1986-го с конвейера ежегодно сходили свыше 50 000 «четверок».
1 / 5
Масштабная модель ВАЗ-2104 производства DeAgostini для журнальной серии «Автолегенды СССР»
2 / 5
Масштабная модель ВАЗ-2104 производства DeAgostini для журнальной серии «Автолегенды СССР»
3 / 5
Масштабная модель ВАЗ-2104 производства DeAgostini для журнальной серии «Автолегенды СССР»
4 / 5
Масштабная модель ВАЗ-2104 производства DeAgostini для журнальной серии «Автолегенды СССР»
5 / 5
Масштабная модель ВАЗ-2104 производства DeAgostini для журнальной серии «Автолегенды СССР»
Без выхода на пенсию
Высокий спрос на новый универсал оказался стабильным – тем более, что в переднеприводном семействе автомобилей с таким типом кузова не существовало, а «четверка» на фоне остального заднеприводного модельного ряда совсем не казалась устаревшей.
1 / 5
Так называемые дилерские версии отличались улучшенной отделкой кузова и салона
2 / 5
Так называемые дилерские версии отличались улучшенной отделкой кузова и салона
3 / 5
Так называемые дилерские версии отличались улучшенной отделкой кузова и салона
4 / 5
Так называемые дилерские версии отличались улучшенной отделкой кузова и салона
5 / 5
Так называемые дилерские версии отличались улучшенной отделкой кузова и салона
В Европе дилеры предлагали повысить грузоподъемность ВАЗ-2104 с помощью бокса на крышу
1 / 3
Право руля: как и «двушка», этот универсал продавался в Англии
2 / 3
Право руля: как и «двушка», этот универсал продавался в Англии
3 / 3
Право руля: как и «двушка», этот универсал продавался в Англии
«Четвёрка» за океаном: существовала модель Signet для рынка Канады
Именно поэтому автомобиль без особых изменений выпускался вплоть до 2012 года – то есть, почти тридцать лет!
«Четвёрка» подвергалась небольшой модернизации параллельно с базовой пятой моделью, а после снятия с производства «родного» мотора с ременным приводом большинство модификаций с индексом 21043 оснащались старым добрым двигателем ВАЗ-2103.
Большинство «четвёрок» было выпущено с полуторалитровым мотором ВАЗ-2103
Существовала экспортная модификация с 1700-кубовым двигателем, оснащенным системой распределённого впрыска топлива
Впрочем, в конце девяностых была попытка перевести универсалы на тяжелое топливо, но «четвёрки» с вихрекамерным дизелем ВАЗ-341 так и не стали массовыми.
«Семёрочный» передок и диски ВАЗ-2108 – так выглядели машины последних лет выпуска, изготовленные уже за пределами Тольятти
«Пухлый» руль выдаёт позднюю «четвёрку»
Существовала и модификация с «семёрочным» салоном, однако в первые годы её можно было встретить разве что за рубежом
1 / 2
В девяностые годы модель перевели на колёсные диски ВАЗ-2103, но без «ушек» для колпаков
2 / 2
В девяностые годы модель перевели на колёсные диски ВАЗ-2103, но без «ушек» для колпаков
1 / 2
Зроблено в Україні: «четвёрку» выпускали на нескольких украинских заводах
2 / 2
Зроблено в Україні: «четвёрку» выпускали на нескольких украинских заводах
Кроме Тольятти, эту модель выпускали как в ближнем, так и дальнем зарубежье: с 2001 года «четвёрку» из российских машинокомплектов начали собирать на нескольких украинских автозаводах – в Луцке, Херсоне и Кременчуге, а еще в это же время по технологии SKD сборку ВАЗ-2104 наладили в…Египте!
На Волжском автозаводе «четвёрку» выпускали до 2004 года – позже в Тольятти в этом форм-факторе её полностью заменил ВАЗ-2111, а производство перенесли в Ижевск и Сызрань. Поздние «четвёрки» получили систему распределённого впрыска топлива вместо архаичного карбюратора, пятиступенчатую коробку передач и новые передние сидения, однако в «нулевых» годах интерес к автомобилю начал постепенно падать – уж слишком устаревшей и непритязательной к тому времени стала «четвёрка» на фоне остальных автомобилей, включая новые российские модели с кузовом универсал, среди которых – тольяттинские же Калина и Приора. Тем не менее, вплоть до сентября 2012 года ВАЗ-2104 выпускали на предприятии «ИжАвто», что обеспечило второму вазовскому универсалу харизму настоящего долгожителя.