respor 12.02.2018

Уточнение правил парковки, движения по полосам на дорогах со сложной организацией движения, организация движения маршрутного транспорта и велопешеходных зон… Всё это будут регулировать новые знаки. Не слишком ли много – 80 новых знаков, и не запутаемся ли мы в них? Попробуем разобраться.

Новые размеры

Первое нововведение касается размеров применяемых дорожных знаков, в том числе существующих. Текущий ГОСТ позволяет применять знаки типоразмеров от 600 до 1 200 миллиметров (в диаметре или на сторону, если знак квадратный, прямоугольный или треугольный).

Новый стандарт «в целях создания комфортной городской среды и улучшения видимости» рекомендует применять знаки типоразмера 400 и 500 миллиметров — они будут устанавливаться на дорогах с низким ограничением скорости и в плотной застройке., а вне населенных пунктов — на дорогах без твердого покрытия и на однополосных дорогах. Предполагается, что уменьшение размера знака не повлияет на его считываемость, но улучшит внешний вид улиц.

Новые знаки

Новые знаки запрета остановки и стоянки «допускаются к установке перпендикулярно к основным дорожным знакам, в том числе на стенах зданий и ограждениях».

Таким образом, выбирая место для остановки и парковки, теперь придется не только учитывать существующие условия вроде четности-нечетности дней, но и осматривать стены и заборы на предмет наличия дополнительных уточнений, на какой именно части улицы действуют указанные ограничения.

Знак «въезд на перекресток в случае затора запрещён» создан для «для дополнительного визуального обозначения» перекрестков с «вафельной» разметкой 3.34д.

Таким образом, это уже третье указание в ПДД, запрещающее выезд на забитый перекресток: ведь кроме вышеупомянутых двух есть еще пункт 13.2 ПДД, который гласит именно это, а пункт 12.13.1 КоАП предусматривает за это нарушение штраф в размере 1 000 рублей.

Знаки «движение в обратном направлении» призваны обозначить участок дороги, где запрещено движение в любом направлении, кроме обратного.

Таких знаков ввели сразу два, однако сфера их применения видится весьма ограниченной — настолько, что составители Стандарта оставили их без иллюстраций.

Знак «выделенная трамвайная полоса», как и некоторые другие, выполняет дублирующую функцию: он может устанавливаться над выделенными трамвайными путями в дополнение к соответствующей разметке.

5_выделенная-трамвайная-полоса

Его применение может быть оправданно на определенных участках, например, в зимнее время, когда разметка скрыта под слоем снега.

Еще три новых знака указывают направление движения для общественного транспорта.

5-1_движ-по-полосе-обще-тран

В отличие от прочих знаков вроде «полосы для маршрутных транспортных средств» и вариаций выезда на дорогу с ней, которые призваны исключить нарушение «обычными» водителями ПДД, эти знаки не совсем понятны, поскольку фактически адресованы исключительно водителям самих маршрутных транспортных средств, которые и без них знают свой ежедневный маршрут. Иными словами, всем остальным водителям они попросту не нужны.

Группа знаков, регламентирующих направление движения по полосе или полосам, пополняет когорту существующих знаков.

6_движ-по-полосе

Более того, простор для творчества здесь весьма широк, поскольку Стандартом «допускается
свободное расположение стрел в зависимости от траектории и количества направлений движения из полосы», а на самих стрелах «могут размещаться знаки дополнительной информации».

Следующая группа знаков — это знаки, обозначающие начало и конец полосы. Первые, как и движение по полосам, могут иметь различную конфигурацию и содержать дополнительные знаки, а вторые, в отличие от уже имеющихся в ПДД знаков 5.15.5 и 5.15.6, содержат информацию о приоритете при слиянии потоков.

7_знаки-полосы

Знаки, информирующие о перестроении на параллельную проезжую часть и конце параллельной проезжей части, будут устанавливаться в дополнение к обычным знакам приоритета «Уступи дорогу» и «Главная дорога».

8_проезжая-часть

Теоретически они должны упростить жизнь водителей на таких участках – но знаки приоритета на них фактически дублируют уже имеющиеся, но в меньшем размере, и лишь сама схема может дать новую информацию участникам движения. Вопрос лишь в том, нужна ли эта информация для прохождения участка.

Совмещенный знак остановки и указателя маршрутов в жизни водителей ничего не меняет.

9_остановка

Его предназначение – лишь объединить в одном знаке информацию, которая сейчас разнесена на двух отдельных – это облегчит жизнь пассажирам общественного транспорта, а сам знак не становится сложнее для восприятия участниками дорожного движения.

Дополнительные знаки, обозначающие пешеходный переход, узаконивают специальные светоотражающие рамки вокруг уже существующего знака – правда, только на нерегулируемых пешеходных переходах и на переходах, расположенных в местах без искусственного освещения либо ограниченной видимости.

10_пешех-перех

С одной стороны, это логично – но с другой, учитывая качество освещения на многих городских улицах, да и вообще «безболезненность» этих рамок для восприятия и их большую пользу, можно было бы разрешить их применение и на определенных участках в городской черте.

Еще пара новых знаков, относящихся к пешеходным переходам, обозначает для водителей диагональный пешеходный переход.

11_диаг-пеш-перех

Указание Стандарта о том, что эти знаки должны устанавливаться вместо «обычных» знаков «Пешеходный переход», вселяет надежду на то, что знаков перед крупными перекрестками не должно стать больше. Сам же знак имеет эффективность прежде всего в тех условиях, когда на дороге не видна «зебра». Кстати, для пешеходов новые знаки дополнены специальной информационной табличкой, указывающей возможность перехода по диагонали.

Весьма важный и теоретически полезный для водителей знак, вводимый новым Стандартом – «уступи всем и можно направо».

12_уступи-всем-и-направо

И идея, и ее пробная реализация не новы – эксперимент по применению такого правила проводился несколько лет назад. Судя по тому, что знак появился и в новом предварительном Стандарте, результаты оказались скорее положительными, и у знака есть шансы стать постоянным.

Серия знаков, которая выглядит хорошо и плохо одновременно – это «направление движения на следующем перекрестке».

13_знак-направления-на-след-перекрёстке

И хорошее, и плохое в этих знаках очевидно: с одной стороны, они облегчают ориентирование на многополосных дорогах для водителей, которые не знакомы с ними, позволяя заранее занять правильный ряд для движения, а с другой – это большое полотно будет устанавливаться над знаками «направление движения по полосам», регулирующими движение на текущем перекрестке. То есть, вместо одного большого блока знаков над перекрестком будет висеть два – и как минимум в первое время это будет затруднять восприятие.

Велопешеходная зона – нововведение предварительного Стандарта. Знак будет устанавливаться на участках, где «разрешено движение только пешеходов и велосипедистов в случаях, когда пешеходы и велосипедисты не разделяются на самостоятельные потоки» и «возможен въезд транспортных средств».

14_велопешех-зона

Этот знак отличается от имеющегося знака 4.5.2, обозначающего велопешеходную дорожку с совмещенным движением (в частности, полным запретом на движение автомобилей и обязательно обозначенными началом и концом).

Огромный пласт новых знаков, вводимых новым Стандартом, касается парковки. Во-первых, знаки «платная парковка» объединили в себе имевшиеся знаки 6.4 и 8.8, и для обозначения платной парковки зачем-то внедрили целых два равнозначных знака. Знак «парковка для инвалидов», к счастью, остался в единственном варианте, но его тоже получили путем объединения знака 6.4 и 8.17.

15_парковка-и-парковка-для-инвалид

Внеуличная парковка теперь тоже обозначается собственными знаками – интуитивно понятными, но также задублированными.

16_внеулич-парковк

Объединили знак парковки с дополнительными табличками 8.6.1 — 8.6.9 и для знаков «парковка со способом постановки транспортного средства» — это сделано «для экономии пространства и материалов». Кроме того, здесь появилась парковка «елочкой» — причем тоже в целых двух равнозначных вариациях.

17_знаки-парковки

Два знака отныне обозначают парковку с указанием количества парковочных мест.

19_кол-во-парк-мест

Здесь число знаков, очевидно, оправдано типом парковки – платной или бесплатной.

Но и этого показалось недостаточно. По аналогии вышеупомянутыми знаками запрета остановки и стоянки, были введены и новые знаки направления размещения парковки, которые «допускаются к установке перпендикулярно к основным дорожным знакам, в том числе на стенах зданий и ограждениях». В общем, поводов оглядываться по сторонам и обшаривать взглядом стены и заборы стало значительно больше.

18_размещ-парковк

Ну а в последней части нового предварительного Стандарта содержатся новые знаки дополнительной информации – информационные таблички. Так, знак «ограничение времени» устанавливается в дополнение к знакам, регламентирующим стоянку, и может содержать любое необходимое время.

20_огранич-времени

Сезонность определенных знаков может обозначаться знаком «месяцы».

19_месяцы

Под знаком 6.4 «Парковка (парковочное место)» в случаях, когда ширина парковочных мест составляет менее 2,25 м, теперь будет иметься табличка «ограничение по ширине», указывающая максимально допустимую ширину автомобиля, разрешенного к парковке – то есть, владельцам крупных машин стоит освежить свои знания, проверив точную ширину своего ТС в руководстве по эксплуатации.

21_огранич-по-ширине

Теперь, спустя четверть века после утверждения российских ПДД, в них появился знак «глухие пешеходы», который составил пару уже имеющемуся знаку 8.15 «Слепые пешеходы». Удивление вызывает не столько появление этого знака, сколько момент его появления – неужели раньше в нем не было необходимости?

22_глух-пешех

Еще одна новая табличка, которую можно будет встретить с введением предварительного Стандарта – это знак с туманным названием «Вид транспортного средства». Он в паре со знаком 6.4 «Парковка (парковочное место)» будет создавать специализированные парковки для туристических автобусов там, где это необходимо.

23_вид-тс

Практическое применение

Пока все эти знаки будут применять только в трёх городах федерального значения: в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. Эксперимент продлится до ноября 2020 года, после чего в ГИБДД сделают выводы, чего больше от новой системы — пользы или путаницы.

Источник